RSS РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ


Сайт Президента РБ








ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ

1. Общие положения
1.1. Правила пользования Республиканской научно-технической библиотекой (РНТБ) разработаны в соответствии с действующими в Республике Беларусь нормативными актами в области библиотечного дела, Уставом государственного учреждения “Республиканская научно-техническая библиотека”, и регламентируют общий порядок пользования библиотекой и ее фондами, обязанности и ответственность сторон.
1.2. РНТБ является головной библиотекой в Беларуси по формированию наиболее полного многоотраслевого фонда научно-технической литературы и документов, национальным депозитарием: отечественной и зарубежной литературы по технике, экономике промышленности и смежным отраслям; патентных документов; нормативно-технических документов; промышленных каталогов.
1.3. РНТБ обеспечивает библиотечное, справочно-библиографическое и информационное обслуживание индивидуальных пользователей и коллективных абонентов (учреждения, организации, предприятия).
1.4. Обслуживание пользователей осуществляется через систему специализированных читальных залов, через службу  электронной доставки  документов, межбиблиотечный абонемент.
1.5. Наряду с бесплатным библиотечным обслуживанием Библиотека оказывает дополнительные платные услуги, в том числе предприятиям и организациям в рамках «Договора об оказании платных библиотечных и информационных услуг» .
1.6. Библиотека осуществляет свою деятельность путем взаимодействия и сотрудничества с крупнейшими библиотеками Республики Беларусь и стран ближнего и дальнего зарубежья.    

2. Порядок записи пользователей
2.1. Пользователем РНТБ может стать любой гражданин, достигший 16 лет, предприятие или организация (независимо от ведомственной принадлежности).
2.2. Документом, дающим право пользования РНТБ, является читательский билет.
2.3. Для записи в РНТБ необходимо предъявить паспорт или другой, заменяющий его документ. Студенты, кроме паспорта, обязаны предъявить студенческий билет или зачетную книжку.
2.4. Читательский билет выдается за плату. Пенсионерам и инвалидам, после предъявления соответствующих документов, предоставляется скидка 50 %.
В случае утраты читательского билета пользователю за плату выдается его дубликат.
2.5. Пользователь обязан ознакомиться с «Правилами пользования Республиканской научно-технической библиотекой» и подтвердить своей подписью на читательском билете согласие выполнять настоящие Правила.
2.6. При изменении места работы, места жительства, фамилии, номера служебного или домашнего телефонов пользователь должен предупредить об этом сотрудников РНТБ.
2.7. Организации, предприятия, учреждения оформляют договор или заявку на обслуживание, подтвержденные необходимыми гарантиями.    

3. Права пользователей

Пользователи библиотеки имеют право:
3.1. Получать необходимые сведения об информационных ресурсах РНТБ посредством традиционных карточных каталогов и картотек, электронного каталога РНТБ и баз данных, а также доступ к информационным ресурсам в режиме on-line.
3.2. Получать консультационную помощь при поиске, заказе и порядке пользования источниками информации.
3.3. Получать для пользования в читальных залах библиотеки документы или их копии.
3.4. Пользоваться в читальных залах документами, полученными из фондов других библиотек по межбиблиотечному абонементу в соответствии с Правилами пользования межбиблиотечным абонементом РНТБ.
3.5. Использовать в читальных залах собственные портативные технические средства с автономным питанием и с подключением в электросеть библиотеки (без звуковых сигналов).
ПРИМЕЧАНИЕ: Использование собственных персональных компьютеров допускается только с целью набора текста. Библиотека не несет ответственности за сбои в сети.
3.6. Обращаться к администрации РНТБ с предложениями и замечаниями по вопросам организации обслуживания. Оспаривать незаконные действия сотрудников РНТБ в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.    

4. Обязанности пользователей
Пользователи обязаны:
4.1. Выполнять:

  • Правила пользования библиотекой;
  • Правила пользования межбиблиотечным абонементом РНТБ;
  • Правила работы пользователей РНТБ в сети Интернет.

4.2. Предъявлять читательский билет при входе в библиотеку и в читальных залах  библиотеки.
4.3. Бережно относиться к документам из библиотечного фонда библиотеки, фондов других библиотек, а также к имуществу и оборудованию РНТБ.
4.4. Нести ответственность за документы, полученные из фондов библиотеки, по межбиблиотечному абонементу, оставленные без присмотра в читальных залах.
4.5. Сообщать библиотекарю о дефектах, обнаруженных в полученных документах. В противном случае ответственность за порчу несет пользователь, работавший с документом последним.
4.6. Соблюдать общественный порядок, тишину и чистоту в помещениях библиотеки.
4.7. Корректно относиться к сотрудникам библиотеки, к другим пользователям.
4.8. Отключать звук мобильных телефонов при входе в читальные залы.     

5. Ограничения действий пользователей
Пользователям запрещается:
5.1. Передавать читательский билет другому лицу. Пользоваться читательским билетом, выданным другому лицу.
5.2.  Выносить документы из читальных залов без разрешения дежурного библиотекаря.
5.3. Портить документы (загибать страницы,  вырывать или вырезать страницы, делать пометки и т.д.)
5.4. Делать пометки на каталожных карточках и доставать их из каталогов и картотек.
5.5. Применять технические средства для самостоятельного копирования, калькирования и сканирования документов и их фрагментов.
5.6. Фотографировать помещения библиотеки, документы из ее фондов, проводить теле - и видеосъемку, вести радио- и телепередачи без разрешения администрации.
5.7. Пользоваться мобильными телефонами в помещениях читальных залов.
5.8. При использовании ПЭВМ:

  • выполнять самостоятельные действия при возникновении нестандартных ситуаций: сбой в сети, отключение электроэнергии, проблемы с программным или аппаратным обеспечением;
  • производить установку дополнительного и перенастройку установленного программного обеспечения;
  • наносить вред оборудованию;
  • осуществлять несанкционированный доступ к серверам и сетевому оборудованию узла РНТБ;
  • осуществлять несанкционированное использование личных машиночитаемых носителей информации.

5.9. Входить в читальные залы в верхней или грязной рабочей одежде.
5.10. Входить в помещения библиотеки с животными (исключение для пользователей в сопровождении собаки-поводыря).
5.11. Принимать пищу в читальных залах и распивать спиртные напитки в помещениях библиотеки.
5.12. Самовольно размещать объявления, афиши, иные рекламные материалы, осуществлять коммерческую деятельность в помещениях библиотеки.
5.13. Нарушать нормы общественного порядка, создавать нерабочую обстановку в помещениях библиотеки.
5.14. Посещать библиотеку в нетрезвом состоянии, а также под действием наркотических или психотропных средств.
5.15. Курить в помещениях библиотеки.    

6. Ответственность пользователей

6.1. Лица, причинившие ущерб библиотечному фонду или оборудованию, несут административную, материальную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
6.2. Пользователи, утратившие или испортившие документы, обязаны заменить их такими же изданиями или их копиями, или документами, признанными библиотекой равнозначными, или произвести денежную компенсацию в размере, определенном фондовой комиссией РНТБ на момент замены.
6.3. Несанкционированный вынос документов из фондов РНТБ расценивается как хищение имущества.
6.4. Пользователи, которые нарушили настоящие Правила, могут быть лишены администрацией РНТБ права пользования библиотекой.     

7. Организация обслуживания пользователей
7.1.  В Библиотеке функционирует система специализированных читальных  залов и служб:

  • зал информационно-справочной службы;
  • читальный зал книжных изданий;
  • читальный зал периодических изданий;
  • читальный зал новых поступлений;
  • читальный зал патентных документов;
  • читальный зал нормативно-технических документов;
  • кабинет методической литературы по вопросам библиотековедения, библиографии, НТИ;
  • Информационный центр РНТБ;
  • служба электронной доставки документов и МБА;
  • Интернет-центр.

Выдача документов и предоставление платных услуг прекращается за 15 минут до закрытия библиотеки.

7.2.  Режим работы читальных залов:

понедельник – пятница с  9.00 до 20.00
суббота    
с 10.00 до 18.00
воскресенье, праздничные дни выходной.

Летний режим работы читальных  залов:

понедельник – пятница 
с  9.00 до 18.00
суббота - воскресенье выходной

Режим работы Информационного центра РНТБ, кабинета методической литературы по вопросам библиотековедения, библиографии, НТИ и межбиблиотечного абонемента:

понедельник – пятница с  9.00 до 17.30
суббота-воскресенье, праздничные дни выходной.

Последняя пятница каждого месяца - санитарный день.
Накануне государственных праздников продолжительность работы библиотеки сокращается на один час.
7.3. Для получения документов пользователь должен сделать заказ в электронном каталоге РНТБ, в случае невозможности заказа документа в электронном каталоге – заполнить в ручном режиме «Листок читательского требования» установленного образца.
7.4. Количество документов, выдаваемых пользователю одновременно, не должно превышать 20 экз.;
в читальном зале нормативно-технических документов - 5 документов, независимо от вида носителя;
в читальном зале патентных документов - 10 документов на бумажных носителях, 6 компакт – дисков, 10 документов на микроносителях.

7.5. Сроки выполнения запросов:

  • из подсобных фондов читальных залов – по мере подачи требований;
  • из основных книгохранилищ – в течение получаса;
  • из депозитарного фонда – в течение часа;
  • из хранилища, находящегося на ул. Филимонова, - через 2 дня;
  • по МБА и в службе ЭДД – от 1 до 5 дней.

7.6. По желанию пользователей документы, заказанные из книгохранилищ, хранятся на бронеполке в течение 2 дней. При отсутствии запросов на документы со стороны других пользователей срок их использования может быть продлен. Заказанные и невостребованные пользователями из подсобных фондов документы хранятся  на бронеполке  1 день.
7.7. Документы из подсобного фонда читального зала нормативно-технических документов, читального зала периодических изданий, читального зала книжных изданий не бронируются.
7.8. Продолжительность работы с базами данных – 1 час в течение рабочего дня.
7.9. Доступ пользователей к электронным документам в читальных залах осуществляется с разрешения дежурного библиотекаря.
7.10. Копирование фрагментов документов на машиночитаемые носители пользователя осуществляется после проведения антивирусного контроля дежурным библиотекарем.
7.11. Передача нормативно-технических документов на копирование осуществляется сотрудником отдела нормативно-технических документов.     

8. Права библиотеки
Библиотека имеет право:
8.1. Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе РНТБ;
8.2. Вносить дополнения и изменения в Правила пользования РНТБ, определять условия использования библиотечных фондов и других информационных ресурсов, а также доступа к ним.
8.3. Определять виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователем библиотеке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
8.4. Устанавливать сроки лишения права пользования библиотекой для пользователей, нарушивших Правила пользования библиотекой или причинивших ей ущерб.
8.5. Требовать от пользователя покинуть помещение библиотеки, если он своим поведением создает нерабочую обстановку в помещениях библиотеки.    

9. Обязанности библиотеки

Библиотека обязана:
9.1. Содействовать реализации неотъемлемого права гражданина на свободный поиск и получение информации.
9.2. Обслуживать пользователей в соответствии со своим Уставом и Правилами пользования библиотекой.
9.3. Сохранять конфиденциальность сведений о пользователях РНТБ. Не использовать сведения о пользователях библиотеки  и их запросах в других целях, кроме научных и библиотечных.
9.4. Информировать пользователей об услугах, оказываемых РНТБ, об изменениях и дополнениях в режиме работы библиотеки.
9.5. Предоставлять пользователям информацию о наличии документов в фонде.
9.6. Обеспечивать высокую культуру обслуживания пользователей.


 
Назад