RSS РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ


Сайт Президента РБ








Н.В. Зарихта,
библиотекарь 1 категории отдела патентных документов РНТБ

 

Компетенция и компетентность современного библиотекаря

Понятие «компетенция» все чаще используется во многих организациях, являясь предметом дискуссий в профессиональных сообществах экономистов, педагогов, психологов, менеджеров, библиотекарей. Разнообразие пользо­вателей означает, что есть различные точки зрения на определение, применение, структуру и содержание компетенций.
Понятие «компетенция» не является изобретением наших дней. В знаменитом толковом словаре английского языка Webster's New World Dictionary оно появилось в конце XVI в., но получило широкое распространение в 90-х гг. прошлого столетия и на сегодняшний день не существует однозначного его понимания. Ко­личество определений этого понятия очень велико.
Американский подход. Определение и оценка компетенций создавались как альтернатива традиционным тестам измерения уровня интеллекта IQ, которые обладают слабыми возможностями для прогнозирования эффективности работы. Компетентностный подход применял­ся в целях определения причин успеха и эффективной работы лучших работников и выявление их отличий от менее успешных. Американская традиция связывает компетенции с поведенческими характеристиками, такими как самосознание, саморегуляция, социальные навыки и считает, что они могут быть сформированы через обучение и развитие.
Британский подход. Англичане, определяя компетенции, сосредотачивались не на личностных характеристиках, а на свойствах самой деятельности. При функциональном подходе ключевые роли играют профессиональные стандарты, которые затем декомпозируются в виде компетенций.
Многомерный подход. В континентальной Европе понятие компетенций стало популярным с середины 1990-х гг.
Во Франции компетентностный подход представлен двумя полярными направлениями: компетенции как универсальный признак личности и компетенции как индивидуальные способности, проявляющиеся в процессе выполнения работы. Определение компетенции основывается на трех аспектах: знании, опыте и поведенческих характеристиках.
В Германии есть понятие «ключевые квалификации», включающее индивидуальные компетенции, которые формулируются как способность к сотрудничеству, гибкость, этичность, независимость в решении проблем.
Краткий обзор зарубежных подходов к определению и использованию компетенций показывает, что британский компетентностный подход изучает характеристики деятельности и процессы ее выполнения, а американский – работников, выполняющих эту деятельность. Разница американского и британского подходов заключается в противопоставлении компетенции против компетентности, процесса против результата. Многомерный подход – более целостный, так как способствует формированию последовательного и непротиворечивого понимания этого термина.
Российский подход. В России долгое время преобладал «ЗУН»- подход (знания, умения, навыки). Признаками компетентности традиционно являлись диплом о высшем образовании или занимаемая должность, которые давали преимущества их носителю, но не всегда отражали реальный уровень компетентности, конечные результаты деятельности работника.
Немало дискуссий вызывает вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция». Есть убежденные сторонники объединения этих двух понятий.
Почему не следует ограничиваться понятием «компетентность» и есть ли разница между этим понятием и понятием «компетенция»?
В Словаре иностранных слов есть понятия компетентность, компетентный и компетенция.
Компетенция (лат. сompetentia – принадлежность по праву) – определяется как, во-первых, круг полномочий какого-либо органа или должностного лица и, во-вторых, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Компетентность – обладание компетенцией. Второе значение– обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.
Компетентный (лат. competens – соответствующий, способный) –  обладающий компетенцией. Второе значение – знающий, сведущий в определенной области.
В энциклопедии Интернета, называемой «Википедия»,  понятие «компетенция» означает личную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Под компетенцией также понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании понятие компетенции используется при оценке персонала. Наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.
Далее «Википедия» предлагает следующие виды компетенций:

  • учебно-познавательная компетенция –совокупность умений и навыков познавательной деятельности:

а) владение механизмами планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собствен­ной деятельности;
б) владение приемами действий в нестандартных ситуаци­ях, эвристическими методами решения проблем;
в) владение измерительны­ми навыками, использование статистических и иных методов познания;

  • информационная компетенцияспособность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;
  • коммуникативная компетенция владение навыками взаимо­действия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.

Поиски в Интернете привели к ожидаемым ре­зультатам. Удалось найти еще одно интересное определение и комментарий к нему (http://www.globalcompetence.ru). Под компетенцией понимается личная способность специалиста решать определенный ряд профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Понятие компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Понятие компетенции здесь включает в себя четыре составляющих:

  • когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытых» знаний, приобретенных на основе практики (знание как понимание);
  • функциональную компетенцию (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности (знание как действие);
  • личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
  • этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.

Таким образом, общей основой, характеризующей точку зрения различных авторов, является то, что знания человека выступают потенциалом, научно-практическим багажом, которым он располагает, но привести их в действие могут лишь дополнительные факторы. Значит, компетентность – это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими в ходе реализации своих полномочий.
В одних формулировках компетенций навыки являются их составной частью, в других навыки рассматриваются наряду с компетенцией. В некоторых трактовках акцент делается на единство теоретических знаний и опыта, однако существует и разнозначное употребление понятий «компетенция» и «опыт».
Допустим, вы являетесь директором библио­теки и вам предлагают принять на работу выпускника вуза. Можно ли доверить ему самостоятельный участок, например, по составлению библиографических записей? Вы несете ответственность, ведь он будет отвечать за качество процесса в целом и каждой отдельной операции. Если вы не хотите подвести библиотеку, в которой работаете, то должны сначала проверить возможности и способности молодого специали­ста, провести его адаптацию: поручить одному из квалифицированных сотрудников обучение и инструктаж.
Молодому специалисту сначала надо понять, как работает библиотечный организм в целом и отдельные его подсистемы. Библиотека – системный организм. И библио­течный работник, не знающий, как работают комплектаторы, каталогизато­ры, библиографы, библиотекари в системе обслуживания, сотрудники в других подразделениях, останется на уровне «вошедшего в библиотеку гос­тя», даже проработав в коллективе много лет.
Одним из немаловажных профессиональных качеств любого специалиста является компетентность – это совокупность когнитивных, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и аксиологических умений. Какими качествами должен обладать библиотекарь, осуществляющий обслуживание пользователей? Рассмотрим их подробнее.
Когнитивные (познавательные) умения:

  • переводить общие цели библиотечного обслуживания в задачи конкретного коллектива;
  • целенаправленно изучать уровень потребностей читателей, а также уровень читательской и информационной культуры;
  • анализировать особенности своей деятельности и поведения;
  • систематически пополнять свои знания путем самообразования и систематизировать их;
  • критически осмысливать и использовать передовой опыт библиотечного обслуживания;
  • добывать новые знания на основе анализа собственной деятельности;
  • изучать психологические особенности усвоения информации пользователями библиотек;
  • изучать индивидуально-психологические особенности читателей.

Проектировочные умения:

  • разрабатывать перспективные планы деятельности (собственной и библиотечного коллектива);
  • определять цели, формы и методы библиотечного обслуживания;
  • определять наиболее рациональные виды деятельности и эффективные методы работы;
  • прогнозировать желаемые результаты деятельности;
  • определять эффективность обслуживания и перспективы его развития;
  • искать причины неудач в недостатках собственной деятельности;
  • владеть методами решения проблем.

Конструктивные умения:

  • рационально использовать все возможности библиотечного обслуживания;
  • использовать алгоритмы (разделять операции по обслуживанию на составляющие их приемы);
  • работать с системой хранения информации в традиционном и автоматизированном режимах;
  • работать на автоматизированном рабочем месте (АРМ);
  • работать с офисными программами для создания электронных документов (Word, Excel, PowerPoint);
  • использовать ресурсы сети Интернет;
  • пользоваться сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом.

Коммуникативные умения:

  • устанавливать оптимальные взаимоотношения с коллегами;
  • находить контакт, общий язык и правильный тон с различными пользователями и в разных обстоятельствах;
  • проявлять требовательность, касающуюся выполнения правил пользования библиотекой, бережного отношения к библиотечному фонду;
  • излагать свои мысли четко, логично, убедительно, образно и доступно;
  • проявлять эмоциональную сдержанность в любых ситуациях.

Организаторские умения:

  • умение организовать комфортную библиотечную среду;
  • умение формулировать и предоставлять библиотечные услуги;
  • умение правильно распределять рабочее время;
  • умение самостоятельно принимать решения;
  • организовывать самостоятельную информационно-поисковую деятельность читателей;
  • стимулировать самообразование читателей.

Аксиологические умения:

  • оценивать и контролировать читательскую деятельность (пользователей и собственную);
  • ориентироваться на особенности читательской аудитории при выборе форм и методов работы с читателями;
  • формулировать и аргументировать оценку различной информации.

Библиотекари, работающие в условиях современных образовательных и информационных технологий, должны владеть методами решения проблем (психологических, информационных, управленческих и т.п.); использовать в обслуживании информационные и телекоммуникационные технологии; соблюдать профессиональную этику и интеллектуальную свободу пользователей.

 

Список использованных источников

  • Головко, С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство: научно-практическое пособие / С. И. Головко. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2005. – 142 с. – (Библиотекарь и время. ХХІ век).
  • Езова, С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения : научно-методическое пособие / С. А. Езова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 109 с. – (Библиотекарь и время. ХХІ век).
  • Езова, С. А. Библиотечное общение как феномен исследования : монография / С. А. Езова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. – 160 с. – (Библиотекарь и время. ХХІ век).
  • Езова, С. А. Коммуникативная компетенция библиотечного специалиста / С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. – 2008. – № 4. – С. 100-106.
  • Елепов, Б. С. Компетентность и компетенции библиотечного специалиста: как и зачем их оценивать / Б. С. Елепов, Е. М. Крючкова // Библиотековедение. – 2009. –  № 3. – С. 117-124.
  • Паршукова, Г. Б. Компетенции современного библиотекаря в контексте европейских квалификационных рамок / Г. Б. Паршукова // Библиотечное дело. – 2008. – № 20. – С. 22-25.
  • Сукиасян, Э. Р.  Компетентностный подход: еще одна возможность уйти в сторону от реальных задач библиотечного образования / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. – 2008. – № 4. – С. 107-115.
  •  
    Назад