RSS РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ


Сайт Президента РБ









ВМЕСТО ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЩЕНИЯ, ПОГОВОРИМ О ПРОБЛЕМЕ…

Заглянув в содержание этого выпуска бюллетеня РНТБ, вы увидите, как много материалов помещено в разделе "Совещания, конференции, семинары". И это не случайно. Давно известно, что эффективность информации зависит не только от ее полноты, но и от умения специалистов пользоваться ею. Повышение информационной грамотности пользователей не снимается с повестки дня в библиотеках всего мира. Знакомство с работой библиотек разного уровня в США показало, что практически в каждой библиотеке постоянно ведется обучение читателей пользованию библиотекой, ее фондами, каталогами и услугами. На одном из круглых столов, где мне довелось принимать участие, директор одной из крупнейших библиотек Латвии высказал такую мысль: возможности современных библиотек "обгоняют" возможности своих читателей, поэтому библиотеки должны "подтягивать" пользователей до своего уровня. И с этим нельзя не согласиться. Кроме изменений, связанных с внедрением новых компьютерных технологий, привнесших новые носители информации, новые возможности поиска и получения необходимых сведений, постоянно изменяется и сам видовой состав научно-технических документов. Одних нормативных документов уже более 60 видов. Далеко не каждый специалист знаком с существующим многообразием документов, не говоря уже об их отличительных особенностях. Вы скажете: а для чего тогда консультанты? И будете правы только наполовину, потому что, как показывает практика, большая часть читателей не обращается за помощью, а другая часть, порой, спрашивает очень конкретно только о том, о чем имеет представление. Вот и получается, что не найдя каких-либо технических параметров в традиционных изданиях - книгах и журналах, читатель уходит из библиотеки, будучи вполне уверен, что в ней необходимой ему информации просто нет. Учитывая, что большинству пользователей информация нужна для решения научных и производственных задач, проблема обучения приобретает особое значение.
Есть и еще один фактор, усугубляющий эту проблему. Кто, как не мы с вами, знает, что за последнее десятилетие численность информационных, патентных и библиотечных работников на предприятиях и в организациях существенно сократилась, да и среди оставшихся квалифицированных кадров стало меньше. А ведь именно на них лежала задача обеспечить сотрудников своей организации необходимой информацией. Многие из попавших под сокращение специалистов в большинстве своем были опытными и знающими профессионалами, которые не только сами знали, где и какую информацию можно найти, но и консультировали других.
Учитывая все это, РНТБ обратила особое внимание на пропаганду своих фондов и услуг с использованием всех каналов информирования. Проведение конференций, семинаров, участие в различных массовых мероприятиях стало при решении этой задачи одним из важнейших инструментов. Эти формы работы приемлемы и в вашей работе. Конечно, один работник библиотеки или информационной службы не сможет провести такие же по масштабам мероприятия, но участвовать в проводимых на предприятии совещаниях, семинарах и конференциях вполне способен. Подготовить и распространить списки литературы и документов по рассматриваемой проблеме, организовать выставку имеющихся изданий, раздать информационные листки с информацией о фондах и услугах библиотеки - все это в ваших руках. Думается, редкий руководитель откажется от такого информационного сопровождения проводимого мероприятия, поскольку оно его и обогатит и украсит.
Вообще, практически вся предлагаемая в нашем бюллетене информация рассчитана не столько на точное копирование, сколько на адаптацию к местным условиям, на подготовку почвы для ваших собственных идей.
Успехов всем нам в нашем общем деле, которое только для, скажем так, недостаточно информационно грамотных людей кажется второстепенным. Наша задача сделать все, чтобы таких людей стало меньше. Выигрыш - обоюдный.


Р. Н. Сухорукова

Содержание:

 


СОВЕЩАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ
Р. Н. Сухорукова
От информации к инновациям вместе с РНТБ
Т.А. Лычагина
Мини - конференция "От телефона до смартфона" в РНТБ
М.Д. Ясюк
"Неделя устойчивого развития" в Беларуси
Р.Я. Берзинь, О.В.Лызо
Вместе работаем, вместе учимся: школа передового опыта в Бресте
В.В. Васильченко
Участие РНТБ в Международной конференции "Отходы упаковки и охрана окружающей среды"
М.Д. Ясюк
"Дню изобретателя и рационализатора в Республике Беларусь - 10 лет
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ И УСЛУГИ
И.В. Иванова
Анализ использования информационных ресурсов РНТБ
И.В. Иванова
Эффективность использования электронных баз данных
БЫТЬ В КУРСЕ
А. А. Маркова
Итоги пятилетной деятельности отдела научно-организационной и метадической работы
В.И. Тимошенко
Обслуживание пользователей РНТБ по МБА: организация и учет работы в соответствии с требованиями СТБ 7.31-2000
МЕТОДИСТЫ РЕКОМЕНДУЮТ
Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения
С.М. Ермакович
Заметки о работе нормировщика в Республиканской научно-технической библиотеке
Н.В. Нестеренок
Организация работы научно-
технических библиотек по справочно-библиографическому обслуживанию пользователей
НА ПОЛКУ БИБЛИОТЕКАРЯ
А.К. Хмель
Новые поступления в отдел научно-организационной и методической работы
БИБЛИОГРАФЫ ПРЕДЛАГАЮТ
Н.В. Нестеренок, О.А. Кот
Тематические библиографические списки (ТБС) литературы и документов
 
Назад