RSS РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ


Сайт Президента РБ








Положение о виртуальной справочной службе РНТБ


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Виртуальная справочная служба (ВСС) – онлайновая справочно-библиографическая служба Республиканской научно-технической библиотеки (РНТБ), предназначенная для справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей.

1.2. Основной задачей ВСС является максимально оперативное и полное удовлетворение информационных потребностей  удаленных пользователей.

1.3. ВСС выполняет разовые запросы удаленных пользователей, включающие поиск и предоставление информации в соответствии с Положением о службе.

1.4. ВСС функционирует на некоммерческой основе и доступна всем пользователям.

1.5. ВСС размещается на сайте РНТБ в сети Интернет.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

2.1. ВСС РНТБ осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

  • общедоступность;
  • бесплатность;
  • оперативность;
  • конфиденциальность (по критерию сохранения персональных данных заказчика);
  • корректность взаимного общения.

 

3. КАТЕГОРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

3.1. Обслуживаются все пользователи, обратившиеся в ВСС, независимо от возраста, уровня образования и места проживания, а также не зависимо от того, являются ли они читателями библиотеки.

 

4. РЕСУРСНАЯ БАЗА

4.1. При выполнении запросов удаленных пользователей используются:

  • традиционный справочно-поисковый аппарат РНТБ;
  • электронный каталог РНТБ;
  • справочные издания из фонда РНТБ;
  • библиографические, полнотекстовые, реферативные и фактографические БД РНТБ;
  • архив выполненных справок.

 

5. ТИПЫ ПРИНИМАЕМЫХ ЗАПРОСОВ

5.1. К выполнению принимаются:

  • запросы о наличии конкретного документа в фондах РНТБ;
  • тематические запросы (справки, содержащие перечень документов  по определенной теме), выполнение которых не влечет за собой сложного библиографического поиска, с предоставлением библиографического списка, включающего не более 10 названий. Тематические запросы, требующие сложного библиографического поиска, выполняются РНТБ на платной основе;
  • фактографические запросы (сведения о конкретном событии, организации, знаменитом человеке, определение термина по справочникам, энциклопедиям и т.д.). На данный запрос пользователь получает справку с указанием источника информации;
  • уточняющие запросы (уточнение элементов библиографического описания документов, имеющихся в фонде РНТБ).

5.2. ВСС РНТБ обеспечивает приоритет в выполнении тех запросов, которые не могут быть выполнены на базе других библиотек.

 

6. ОТВЕТЫ НА ЗАПРОСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

6.1. Ответы на запросы пользователей ВСС РНТБ предоставляются в следующем виде:

  • текстовый ответ, дополненный ссылками на источники информации;
  • ссылки на источники информации в сети Интернет;
  • библиографический список (не более 10 названий);
  • отрицательный ответ с обоснованием.

6.2. В функции ВСС РНТБ не входит предоставление удаленным пользователям электронных и полнотекстовых документов из фондов библиотеки.

6.3. Выполнение запросов и предоставление объективных ответов является обязательным условием даже в случаях отсутствия требуемой информации.

6.4. Не рассматриваются запросы:

  • выходящие за рамки тематической направленности деятельности РНТБ;
  • требующие разъяснения и толкования законов и нормативных актов;
  • связанные с необходимостью предоставления информации обучающего характера (решение математических, физических, химических и иных задач, написание текстовых работ – рефератов, курсовых, дипломных и пр., перевод текстов);
  • связанные с предоставлением информации развлекательного характера (разгадывание кроссвордов, участие в викторинах, интеллектуальных играх и др. конкурсах);
  • касающиеся коммерческой или посреднической деятельности;
  • требующие исследовательской работы или сложного библиографического поиска;
  • некорректно сформулированные.

 

7. ПОРЯДОК РАБОТЫ

7.1. Запросы принимаются в течение всех рабочих дней библиотеки и выполняются в порядке их поступления. В выходные, праздничные и санитарные дни запросы не принимаются.

7.2. Ежедневно принимаются к выполнению 5 запросов. В последующем библиотека оставляет за собой право назначать фиксированное количество запросов, принимаемых к исполнению в течение дня.

7.3. Количество запросов от одного пользователя, принимаемых к исполнению, ограничивается одним в день. В случае если запрос включает несколько вопросов, специалист ВСС по собственному усмотрению отвечает на один из них.

 

8. СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСОВ

8.1. О наличии изданий в фондах РНТБ  – 1 день;

8.2. Тематические, фактографические,  уточняющие запросы – 1-2 дня.

 

9. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

9.1. Координатором виртуальной справочной службы является отдел справочно-информационной работы и маркетинга (ОСИРМ). Запросы выполняют как сотрудники ОСИРМ, так и специалисты других отделов библиотеки.

9.2. Техническая и программная поддержка ВСС возлагается на отдел автоматизации (ОА).

9.3. Замечания и предложения от пользователей о работе ВСС РНТБ принимаются по электронной почте.

 
Назад