Комфорт, экологичность и инновации – все это воплощает в себе электромобиль. Главный аргумент в пользу перехода на использование электротранспорта – более широкое внедрение чистых и экологически безопасных технологий. Среди многочисленных достоинств электротранспорта – энергоэффективность и более высокая производительность (по сравнению с транспортом, использующим двигатели внутреннего сгорания), сокращение выбросов парниковых газов и вредных веществ, снижение уровня загрязнения воздуха, оздоровление городской среды. В лучшую сторону меняется и атмосфера в салоне пассажирского транспорта, ведь не секрет, что часть выхлопных газов попадает внутрь салонов автобусов на бензиновых двигателях. У электробуса это исключено. Еще одно его достоинство – плавность хода: нет вибрации, потому что нет двигателя внутреннего сгорания.
Сколько же в Беларуси сегодня используется электромобилей?
«Благодаря принятым в 2020 году мерам стимулирования использования электромобилей, на данный момент их количество в стране выросло в 39 раз, если сравнивать 2020 и 2022 годы. В настоящее время на учете находятся 3 420 электромобилей», – сообщил на недавнем совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Петр Александрович Пархомчик.
Требования безопасности электрических транспортных средств и их инфраструктуры устанавливаются на территории Республики Беларусь техническими нормативными правовыми актами (далее – ТНПА). К 2020 году БелГИСС завершил разработку 48 государственных стандартов, охватывающих требования как к электротранспорту, так и инфраструктуре зарядных станций. После принятия этот комплекс стандартов позволит изготовителям, эксплуатирующим организациям и импортерам руководствоваться в своей деятельности современными, гармонизированными с международными нормами требованиями. В текущей пятилетке предусмотрена разработка еще 50 стандартов в этой области.
Одним из вновь разработанных ТНПА на территории Республики Беларусь является СТБ ISO 6469-3-2021 «Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Ч. 3. Электрическая безопасность».
Стандарт введен с 1 февраля 2022 года и устанавливает требования электробезопасности для электрических цепей напряжения класса B электрораспределительных систем и электропроводящих вспомогательных электрических систем дорожных транспортных средств с электрическим приводом. Стандарт устанавливает требования электробезопасности для защиты людей от поражения электрическим током и тепловых инцидентов.