Цистерны: от дубовых бочек до современных контейнеров
Автор: С. Михайловская
Источник: Веды. – 26 февраля (№ 8). – С. 2.
Вопросам безопасности перевозки грузов в цистернах посвящена новая научная монография «Динамика автомобильных и железнодорожных цистерн», презентация которой состоялась в рамках научно-практического семинара в Республиканской научно-технической библиотеке.
Открывая презентацию, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор Юрий Плескачевский вспомнил Леонардо да Винчи. Этот изобретатель, как известно, предвосхитил многие открытия: винт для летательного аппарата, подъемный кран, парашют и даже танк, однако цистерны не входят в данный перечень. Так уж исторически сложилось, что жидкости и сыпучие вещества перевозились в дубовых бочках, и только в 1869 г. были, наконец, созданы первые цилиндрические цистерны. С 1923 г. проектируются и широко используются автомобильные цистерны.
Основой конструирования современных автомобилей и отдельных его элементов, влияющих на динамику и устойчивость, является виртуальное моделирование. Так, сегодня сотрудники Объединенного института машиностроения НАН Беларуси могут просчитать оптимальную форму цистерны в зависимости от наполнения той или иной жидкостью. Это актуально для машин, которые перевозят особо опасные грузы, цистерн с пищевыми продуктами, аэродромных топливозаправщиков, пожарных машин, техники сельскохозяйственного назначения.
В монографии известных ученых М. Высоцкого, Ю. Плескачевского, А. Шимановского приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований динамики автомобильных и железнодорожных цистерн при установившихся и нестационарных режимах движения.
— Этой книгой мы подвели итог научной работе в течение ряда лет в Белорусском государственном университете транспорта, Институте механики металлополимерных систем имени В.А. Белого, Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси, других отечественных и зарубежных научных учреждениях и организациях, — отметил Ю. Плескачевский.
Он также выразил надежду, что полученные результаты исследований станут основой для сотрудничества как с теоретиками-механиками, так и с промышленниками — производителями цистерн. Выводы, анализ математических моделей цистерн, учитывающих подвижность перевозимого груза, конструктивные особенности резервуара и другие факторы, по мнению исследователей, в конечном итоге позволят создавать прочные резервуары, сделать транспортировку жидкостей более безопасной.