Упаковка как элемент рыночной экономики
Автор: С. Михайловская
Источник: Веды. — 2005. — 6 мая (№8). — С. 3.
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Республиканская научно-техническая библиотека, редакция специализированного информационно-рекламного журнала «Технологии переработки и упаковки», а также ассоциация предприятий упаковочной отрасли Республики Беларусь «Белинфопак» провели научно-практическую конференцию «Упаковочная отрасль Беларуси: проблемы и перспективы развития».
Участниками форума были ведущие специалисты Министерства природных ресурсов, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства образования, Министерства торговли. Среди приглашенных — производители упаковки 30 белорусских предприятий — ОАО «Могилевское химволокно», Светлогорского целлюлозно-картонного комбината, ОАО «Белпласт», Витебского картонажно-полиграфического комбината, БелНИЦ «Экология», СП «Каштан», ИП «Трейд-Пак», СП «Амипак», ООО «Гофропак», СПООО «Бэст-Пак», ОДО «Элемаш» и ряда других.
Главными задачами этого мероприятия стали: информационная поддержка развития и внедрения инновационных технологий, активизация научно-инновационной деятельности в упаковочной индустрии Республики Беларусь, распространение новой научно-технической, регламентирующей и коммерческой информации о мировом научном и промышленном потенциале в упаковочной индустрии, пропаганда новой техники и технологий, приемов и методов производства и организации труда в данной отрасли и знакомство с новыми отечественными проектами.
В ходе конференции обсуждались перспективы внедрения новых технологий упаковки на предприятиях Республики Беларусь и пути взаимодействия участников упаковочного рынка с НИИ, вопросы консолидации упаковочной индустрии, ее интеграции с отраслями, потребляющими упаковку, утилизации и вторичного использования упаковочных отходов.
Все выступающие на заседаниях подчеркивали важность развития упаковочной отрасли в республике, поскольку от качества упаковки зависит конкурентоспособность белорусских товаров как внутри страны, так и за рубежом. Отмечалось также, что тормозит развитие этой отрасли недостаточное информирование белорусских предприятий о тенденциях развития рынка упаковки, новом оборудовании, материалах, стандартах упаковки и маркировки товаров, принимаемых за рубежом.
Участники конференции констатировали необходимость согласования развития упаковочной сферы с проблемами охраны окружающей среды. Рассматривались пути снижения количества и вторичной переработки полимерных отходов и его способы, а также возможности сотрудничества производителей первичных полимеров и их переработчиков. Выяснилось, что основная проблема переработки отходов — сложность их предварительной сортировки. Существующие в республике заводы по переработке отходов пока не могут в полной мере решить проблему использованной тары и упаковки.
Во время обсуждения насущных вопросов производственной деятельности участники форума подчеркивали важность принятия закона об упаковке, определяющего правовую и нормативную базу упаковочной отрасли. Такой закон должен также включать положения об утилизации отходов упаковки. Наличие широкого спектра профессиональной информации позволит представителям упаковочной отрасли быть в курсе последних тенденций и быстро реагировать на изменения рынка.
В рамках конференции в Республиканской научно-технической библиотеке прошла выставка литературы и документов «Эволюция упаковки». На экспозиции были представлены научно-технические издания по вопросам развития упаковочной отрасли, а также большой спектр отечественных и зарубежных специализированных журналов, раскрывающих секреты производственной деятельности и новейшие тенденции развития в области упаковочной индустрии.
— Не секрет, что сегодня полимерные упаковки затмили все другие виды. Они составляют 93% всей полимерной отрасли, — заметила директор упаковочной ассоциации. — Если сложить 1000 бумажных пакетов, то высота составит 1 метр 16 см и будет это весить 56 кг. То же количество полимерных пакетов весит всего лишь 7 кг при высоте 10 см. Для транспортных перевозок такая разница в объеме и весе имеет колоссальное значение. Статистика такая: для упаковки одного и того же количества товара требуется картона в 4,2 раза больше, а стекла — в 54, чем полимерной упаковки и при этом их цена увеличится соответственно в 7-10 раз.
В мировом масштабе — более впечатляющие факты. С1997 по 2002 год общий спрос на полимерные упаковки вырос на 27% и составил 6,6 миллиона тонн. К концу 2005 года увеличится до 7,2 миллиона тонн в год. Это касается и полиэтилена низкого давления — он остается доминирующим полимером. В текущем году его производство увеличится на 61 %. Из пластика сегодня производится только треть упаковочных средств, однако в 2005 году мы будем использовать 100% этой упаковки: это касается сектора, где используются тары, полеты, поддоны и так далее. Если в 1996 году из 160 млн. штук мирового спроса на тару только 5 млн. было произведено из пластика (в 90% использовалось дерево), то в настоящее время эта цифра достигает уже 30 млн. Конечно, рынок развивается, приходят новые технологии, сегодня очень активно рассматриваются возможности биоразлагаемых пластиков. К сожалению, в нашей республике пока нет таких производителей. В то время как, например, в Германии уже делают упаковку из кукурузы, молока, крахмала.
С каждым годом продавать свою продукцию на мировых рынках становится все труднее. Упаковка все больше набирает вес. Основная задача маркетинга — привлечь покупателя к товару. Сегодня у белорусских экспортеров главная цель — достойно представить на мировых рынках свою продукцию. И здесь большую роль играет качество упаковки как показатель качественного товара. Согласно статистике привлекательность упаковки можно считать главным составляющим, на основе которого клиент принимает решение при покупке того или иного товара. Не случайно участники минского форума подчеркнули, что для производителей товара хорошая упаковка сегодня — одна их значимых составляющих успеха в сложных условиях конкуренции на мировых и отечественных рынках.