RSS РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ


Сайт Президента РБ



Государственный комитет по имуществу


Тематическая выставка патентно-правовой литературы

Архив выставок патентно-правовой литературы

ТРИЗ: методы развития творческого воображения

 

1. Альтшуллер,  Г. С. Найти идею: введение в ТРИЗ ― теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. — 10-е изд. — Москва: Альпина Паблишер, 2016. — 401 с.
Изучив десятки тысяч патентов и авторских свидетельств, Альтшуллер открыл основные законы изобретательства и показал, что процесс создания изобретений управляем. Процесс изобретательства требует правильной организации мышления, преодоления психологической инерции, разрешения противоречия, скрытого в любой нестандартной задаче, и стремления к идеальному решению. Теория решения изобретательских задач позволяет, при условии ее эффективного и умелого использования, организовать мыслительный процесс так, что необходимые решения поставленных задач будут найдены в краткие сроки при разумных затратах.
Впервые книга Г. Альтшуллера была опубликована в 1986 году. Новое издание - классическая книга по ТРИЗ и последняя работа автора, в которой теория описана в наиболее полном и завершенном виде. В этой книге, по сравнению с предыдущими ее изданиями, имеется ряд существенных дополнений: перечень стандартов на решение изобретательских задач, полная версия алгоритма решения изобретательских задач АРИЗ 85в, биография автора, ответы на некоторые задачи.
Книга будет интересна изобретателям, инженерам, бизнесменам, менеджерам, студентам, школьникам и всем тем, кто стремится повысить эффективность творчества.

Содержание

2. Галифанов, Р. Г. Образованность, информация, творчество / Р. Г. Галифанов, Р. А. Карлиев // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2017. — № 5. — С. 68-77.
В статье дан краткий анализ особенностей научно-технического и изобретательского творчества,  раскрывается роль знаний, таланта, вдохновения и других черт личности в процессе творческой деятельности. Проведен анализ возможностей ТРИЗ в изобретательском творчестве.
Авторы утверждают, что профессиональный интерес не только к выполняемой деятельности, но и к другим областям наук способствует рождению новых творческих идей и эффективных технических решений.

Содержание

3. Глазунов, В. Н. Концептуальное проектирование: теория изобретательства: [учебное пособие] / В. Н. Глазунов. — Москва: URSS: ЛЕНАНД, 2018. — 508 с.
В книге изложены теоретические основы концептуального проектирования как самостоятельного вида проектной деятельности. Ряд результатов, полученных концептуальным проектированием, можно использовать в эвристических методах технического творчества, в том числе в ТРИЗ.
Область применения представленного в книге метода концептуального проектирования не ограничивается техникой. После незначительной модернизации его можно применять и в других видах творческой деятельности.
В пособие включены наиболее важные результаты, представленные в предыдущих работах автора: «Параметрический метод разрешения противоречий в технике» (1990 г.), «Поиск принципов действия технических систем» (1990 г.), «Сборник изобретательских задач» (2007 г.), «Физические основы технике» (2011 г.). Теоретический материал дополнен многочисленными примерами, решениями задач и разбором технических проблемных ситуаций.
Издание рассчитано на широкий круг читателей: изобретателей, инженеров, проектировщиков, специалистов в области повышения качества продукции, а также преподавателей и студентов технических ВУЗов. Книга может служить практическим пособием для тех, кто занимается разработкой систем искусственного интеллекта.

Содержание

4. Горев, П. М. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ / П. М. Горев, В. В. Утёмов. — Изд. 3-е. — Москва: URSS: Ленанд, 2017. — 108 с.
Автор пособия знакомит читателя с основными идеями ТРИЗ и предлагает пройти два курса-тренинга креативного мышления, которые базируются на отдельных, адаптированных для широкого круга читателей, методах теории решения изобретательских задач.
Первый тренинг посвящен ключевым методам ТРИЗ: методу фокальных объектов, методу морфологического анализа, методу синтетики, понятию идеального конечного результата (ИКР). Данный тренинг может быть полезен как взрослым, готовым к самосовершенствованию, так и школьникам.
Второй курс – тренинг из восьми занятий, направленный на изучение школьниками отдельных адаптированных элементов ТРИЗ. Все занятия могут быть проведены как самостоятельный курс в дополнительном математическом образовании.

Содержание

5. Иванов, Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: учебное пособие / Г. И. Иванов. — Москва: Форум, 2017. — 302 с.
Производство материальных благ требует, прежде всего, производства новых идей. Именно поэтому сегодня ТРИЗ изучают во многих школах России. Освоив основы ТРИЗ, практически любой человек может стать изобретателем. В результате изобретательство перестает быть уделом избранных.
Автор книги на многочисленных примерах показывает процесс перехода от случайного, неуправляемого метода проб и ошибок, к управляемому творчеству высокого уровня. В пособии представлены задачи, решенные школьниками, учащимися 6-7 классов, многие из которых стали впоследствии настоящими изобретателями. Также отображены примеры задач, которые были решены самим автором, его друзьями, коллегами.
Книга может служить популярным учебным пособием для тех, кто хочет стать изобретателем, кто увлечен миром технического творчества и стремится глубже его познать.

Содержание

6. Кукалев, С. В. Простые решения непростых задач. Процессная ТРИЗ в жизни и бизнесе / С. В. Кукалев. — Москва: СОЛОН-Пресс, 2017. — 315 с.
В книге  рассмотрены методы и приемы грамотной постановки цели. Приведены новые, упрощенные по сравнению с классической ТРИЗ, алгоритмы решения задач. Показано, как они работают на совсем непростых проблемах, считающихся важнейшими для эффективной организации любых процессов, в том числе - своей жизни. Автор делает попытку вскрыть сущность творчества, показать, как осуществляется творческий процесс.

Содержание

7. Леонтьев, Б. Б. Современная теория идей. Методологические основы инновационной экономики / Б. Б. Леонтьев. — Москва: ИНИЦ "Патент", 2010. — Ч. 1.  — 341 с.
В издании представлена единая междисциплинарная основа систематизации результатов творческой деятельности. Любой объект исследования рассматривается, с одной стороны,  как элемент внешней системы, а с другой -  как самостоятельная единица, состоящая из набора внутрисистемных элементов.
Автором книги предложена система классификации свойств, форм и типов идей, позволяющая схематизировано выстраивать и развивать теории инноваций и концепции экономики знаний.
Издание предназначено для широкого круга специалистов, работающих в сфере интеллектуальной собственности, работников управления и организаторов интеллектуальных систем на уровне предприятия, отрасли, государства.

Содержание

8. Михайлов, В. А. Научное творчество. Методы конструирования новых идей на основе ТРИЗ: [учебное пособие] / В. А. Михайлов, П. М. Горев, В. В. Утёмов. — Изд. стереотипное. — Москва: URSS: Ленанд, 2017. — 141 с.
Учебное пособие  предназначено для изучения методов и приемов научного творчества, методов конструирования новых идей с целью формирования творческого мышления и развития творческого воображения учащихся.
Чтобы обеспечить развитие творческого мышления, в учебнике используются задачи открытого типа. Для задач данного рода единого решения не существует, а значит, решение предложенных задач в учебном процессе требует упорства и глубоких знаний науки и ее истории, техники, философии, психологии.
Авторы книги отразили три способа творческого поиска новых идей. Первый из них раскрывает неалгоритмический метод зарождения новых идей, второй знакомит читателя с алгоритмом С. Малкина, третий способ посвящен задачам открытого типа как инструменту для конструирования на их основе новых идей.
Учебное пособие предназначено для студентов университетов, учителей и преподавателей, а также для всех читателей, желающих повысить уровень своего творческого мышления.

Содержание

9. Орлов, М. А. Настольная книга для изобретательного мышления. Азбука современной ТРИЗ: базовый практический курс Академии Модерн ТРИЗ / Михаил Орлов. — Москва: Издательство АСТ, 2017. — 495 с.
Автор книги  М. А. Орлов, основатель направления Модерн-ТРИЗ, тренер и консультант множества компаний и университетов в Европе, США и Азии, создал высокоэффективный Мета-алгоритм Изобретения (МАИ) Т-Р-И-З, который может освоить каждый, кто пройдет «тренинг изобретательности», изложенный в этой книге.
В издании раскрываются креативные модели и методы ТРИЗ с помощью авторских методик. «Экстрагирование» и «Реинвентинг»  - эти  и другие методы создают надежный практический навык применения базовых инструментов ТРИЗ.
Знание ТРИЗ позволяет получить необходимые высококлассные идеи в сжатые сроки. Многие известные компании (Samsumg,  Siemens, GeneralMotors,  LG, Intel и др.) с успехом применяют эти знания на практике.

Содержание

10.  Орлов, М. А. Нетрудная ТРИЗ для специалистов нового поколения: универсальный практический курс: 12 учебных разделов, более 250 примеров, более 600 иллюстрирующих компонентов / Михаил Орлов. — Москва: СОЛОН-ПРЕСС, 2011. — 384 с.
Данная книга является составной частью учебно-методического комплекса и базируется на новой технологии, разработанной автором  и не имеющей аналогов в мире. Издание входит как неотъемлемый компонент в программу обучения для сертификации на уровень МТРИЗ Практик, реализуемую с помощью технологии дистанционного Интернет-обучения при Международной Академии Модерн ТРИЗ, основанной в 2000 году.
Практический курс автора посвящен изучению первичных моделей классической ТРИЗ. Учебник эффективен для самостоятельного освоения материала, так как содержит многочисленные примеры, задачи и ответы, что гарантирует полноту пояснения методических рекомендаций для практического применения.
Книга будет полезна специалистам-практикам в любой отрасли, предпринимателям, преподавателям и профессорам, студентам по любым специальностям.

Содержание

11. Петров, В. М. ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач: учебник по дисциплине "Алгоритмы решения нестандартных задач" / Владимир Петров. — Москва: Солон-Пресс, 2017. — 499 с.
Данный учебник ставит задачу дать знания и умения в постановке и решении нестандартных задач, прогнозировании развития технических систем (ТС) и развития творческого мышления.
В книге подробно рассмотрены методика прогнозирования развития ТС, структурный анализ и синтез ТС, методы моделирования ТС, способы выявления и разрешения противоречий, методика выявления и использования ресурсов.
Учебное пособие отличается большим количеством тщательно подобранных примеров и упражнений для самостоятельной работы из различных областей науки и техники. В нем описывается более 300 понятий.
Книга предназначена для инженеров и изобретателей, ученых и людей, решающих творческие задачи, студентов университетов и колледжей. Она может быть полезна преподавателям университетов, учителям школ и учащимся старших классов.

Содержание

12. Петров, В. М. ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Уровень 3 / Владимир Петров. — Москва: Солон-Пресс, 2018. — 219 с.
Данная книга представляет собой третий уровень изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) из серии «ТРИЗ от А до Я». В издании автор описывает виды ТРИЗ-эффектов, возможность их использования при решении изобретательских задач, вепольный анализ и практический АРИЗ (анализ и решение изобретательских задач).
Каждая глава начинается с описания ее структуры и предназначения. Элементы этой структуры демонстрируются в параграфах.
Теоретический материал иллюстрируется большим количеством примеров, задач и графического материала (около 90 примеров и более 200 иллюстраций). Описывается более 100 понятий. В конце каждой главы дается материал для самостоятельного изучения.
Книга может быть полезна студентам, аспирантам, преподавателям университетов, инженерам, изобретателям, ученым.

Содержание

13. Практика целевого изобретательства в агроинженерии / [И. Н. Шило и др.]; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Учреждение образования "Белорусский государственный аграрный технический университет". — Минск: БГАТУ, 2017. — 518 с.
В монографии авторы раскрывают основные положения ТРИЗ и на практических примерах своих 100 избранных изобретений и 2 полезных моделей показывают возможности творческого применения ТРИЗ для получения объектов интеллектуальной собственности, используемых в промышленности и учебном процессе.
В издании также рассмотрены профессиональные особенности деятельности агроинженера-изобретателя, пути развития культуры инженерного мышления, создания новых технических объектов сельскохозяйственного профиля.
Книга предназначена для ученых, конструкторов, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов агроинженерного профиля.

Содержание

14. Ревенков, А. В. Теория и практика решения технических задач: учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений / А. В. Ревенков, Е. В. Резчикова. — 3-е изд., исправленное и дополненное. — Москва: Форум: Инфра-М, 2017. — 383 с.
Данное учебное пособие является результатом опыта многолетнего преподавания авторами изложенных материалов в университетах Москвы.
В издании отображены общие приемы и методы решения задач, дано описание сущности методов, используемые модели, рекомендации по их применению, отражены наиболее важные наработки современной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Особое внимание уделено способам активизации мышления при генерировании идей, анализу проблем и особенностям постановки задач.
Книга построена по следующим принципам: от общих теоретических положений к частным, от изучения простых приемов к сложным. Авторы старались придерживаться принципа востребованности изложенного материала.
В приложении приводятся некоторые положения из логики, необходимые для более глубокого понимания рассмотренных приемов и методов решения задач, справочные материалы, пояснения, дополнительные примеры.
Пособие будет полезно студентам инженерных, машиностроительных и приборостроительных  специальностей, инженерам различных отраслей промышленности.

Содержание

15. Шимукович, П. Н. ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях: PN-метод / П. Н. Шимукович. — Изд. 3-е, дополненное. — Москва: URSS: Ленанд, 2016. — 214 с.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является эффективным средством создания инноваций. Она имеет почти полувековую практику успешного применения в различных сферах деятельности человека.
PN-метод является дальнейшим развитием  наиболее известной части ТРИЗ, касающейся работы с противоречиями. Предлагаемый метод обеспечивает работу с ТРИЗ-противоречиями на системной основе, чем и отличается от известных подходов, основывающихся на приемах разрешения технических и физических противоречий.
Книга предназначена для студентов технических и бизнес-специальностей, конструкторов, технологов, менеджеров, а также всех, кто интересуется творчеством.

Содержание

16.  Шимукович, П. Н. У проблем есть свои решения! ТРИЗ-идеи в системном изложении / П. Н. Шимукович. — Изд. 2-е, исправленное. — Москва: URSS: Ленанд, 2017. — 384 с.
Автором  рассматривается процесс системного решения проблем, исследуются все его этапы - от фиксации проблемной ситуации  до получения итогового решения. Основное внимание уделено формированию альтернатив – центральному вопросу этого процесса. Предложенный автором  подход позволяет четко структурировать проблему и для каждой из ее частей предложить свой вариант системного рассмотрения: системный анализ проблемной ситуации и находящегося в ее основе объекта; системное представление субъекта, работающего с этой ситуацией; системное описание взаимодействия субъекта и объекта.
Собранный в книге материал является достаточным для рассмотрения всего комплекса вопросов, связанных с решением проблем, - от стартовой точки до финиша. Он объединяет как авторские наработки, так и результаты других исследований.
Издание рассчитано на широкий круг читателей и будет полезно профессионалам, чья работа - решение проблем;  студентам, решающим учебные проблемы, а также всем, кто осознает наличие проблем и готов через их решение сделать свою деятельность более эффективной.

Содержание

17. Шипинский, В. Г. Методы инженерного творчества: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Упаковочное производство (по направлениям)", "Машины и технология обработки материалов давлением" / В. Г. Шипинский. — Минск: Вышэйшая школа, 2016. — 114 с.
В книге раскрываются основные понятия о творческом процессе и закономерностях строения и развития технических систем, методы активации творческого мышления, раскрываются типовые приемы решения изобретательских задач. В пособии детально отображается информация по применению компьютерных систем в решении творческих задач, рассматриваются человеческие факторы, учитываемые при проектировании технических объектов, излагаются методики составления описания изобретения и технического задания на его реализацию, указываются нормативные стадии и этапы проектирования изделий, виды и комплектность разрабатываемой на продукцию конструкторской документации.
Издание заинтересует студентов высших учебных заведений, инженерно-технических работников.

Содержание

 
Назад