по состоянию на 01.2010

Классификация затрат рабочего времени

У.В. Хорошавина,
библиотекарь 1 категории отдела библиотечно-информационных технологий РНТБ

При изучении трудовых процессов и разработке норм труда наиболее актуальными являются вопросы  о том, какие затраты рабочего времени являются необходимыми и должны регламентироваться с последующим включением в трудовую норму, а какие считаются излишними, нерациональными затратами и потерями. Для решения поставленных вопросов на практике применяются различные виды классификаций рабочего времени, получаемые путем разделения последнего по различным категориям затрат.
Для анализа содержания труда библиотечных работников может применяться один из видов классификаций затрат рабочего времени, характерный для отраслей непроизводственной сферы, общая структура которого приведена на рисунке 1.
Рассмотрим более подробно приведенные в данной классификации категории затрат рабочего времени на примере библиотечно-информационных процессов.
Рабочее время — это установленная законодательством продолжительность рабочего дня, рабочей недели, то есть период времени, в течение которого исполнитель находится на рабочем месте в связи с выполняемой им работой.
Все рабочее время исполнителя подразделяется на время работы, затрачиваемое на действия, связанные с ее выполнением, и время перерывов, в течение которых трудовой процесс не осуществляется.
Время работы подразделяется на время выполнения производственного задания и время работы, не предусмотренной производственным заданием. К работе, не предусмотренной производственным заданием, относятся случайные работы, вызванные производственной необходимостью и не входящие в круг функциональных обязанностей исполнителя, возложенные на сотрудника специальным распоряжением руководителя. Категория этих затрат не относится к нормируемым.
Время выполнения производственного задания разделяют на оперативное время и время подготовительно-заключительной работы, в том числе по обслуживанию рабочего места.
Оперативное время – это время, затраченное сотрудниками отделов на выполнение повседневных повторяющихся практических заданий (видов работ). Оперативное время включает основное и вспомогательное время. Например, при выполнении работы по вводу информации в ПЭВМ основное время – это набор текста, а вспомогательное – редактирование текста.
Подготовительно-заключительное время – это время, затрачиваемое работником на подготовку к выполнению заданной работы и действия, связанные с ее окончанием. Сюда можно отнести:

  • время для подготовки к выполнению работы;
  • получение задания и ознакомление с ним;
  • подготовка рабочего места, предметов, необходимых для выполнения заданной работы;
  • настройка оборудования;
  • сдача отчета о выполненной работе.

Величина подготовительно-заключительного времени не зависит от объема работы, выполняемой по данному заданию. Поэтому, когда длительное время выполняется одна и та же работа, подготовительно-заключительное время в расчете на единицу продукции будет незначительным по величине. В практике нормирования подготовительно-заключительное время устанавливается, как правило, на выполнение конкретного задания (например: обработка, подбор, расстановка партии изданий и т.д.)
Теперь рассмотрим вторую составляющую рабочего времени, а именно время перерывов.
Время перерывов делится на время регламентированных перерывов и время нерегламентированных перерывов.
В состав регламентированных перерывов входит время на отдых и личные надобности в размере 12% от оперативного времени для библиотечно-информационных процессов, выполняемых без привлечения ПЭВМ, а также с учетом работы на ПЭВМ (где время работы на ПЭВМ составляет до 50% от оперативного времени) (рисунок 2 (А)).
Если время работы на ПЭВМ составляет не менее 50% от оперативного времени, то в соответствии с СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы» вводятся дополнительные регламентированные перерывы (рисунок 2(В)).

Рис. 2   Доля регламентированных перерывов в структуре рабочего времени (без учета технологических перерывов)

Время регламентированных перерывов в течение рабочего дня (смены) зависит от его (ее) продолжительности, вида и категории трудовой деятельности. В соответствии с этим установлены следующие виды трудовой деятельности:

  • группа А – работа по считыванию информации с экрана ПЭВМ с предварительным запросом;
  • группа Б – работа по вводу информации;
  • группа В – творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

Для каждого из указанных видов трудовой деятельности в свою очередь устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы, которые определяются по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену в случае считывания или ввода информации, или по суммарному времени непосредственной работы в случае творческой работы в режиме диалога с ПЭВМ.

При выполнении в течение рабочего дня работ, относящихся к разным группам, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочего дня (смены).
При 8-часовой рабочей смене и работе с ПЭВМ регламентированные перерывы устанавливаются в зависимости от категории (см. таблицу 1):

  • для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
  • для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут каждый час работы;
  • для III категории работ через 1,5-2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
Также в состав регламентированных перерывов входит время перерывов, установленных технологическим процессом (для библиотечных процессов, например – ожиданием обслуживания читателя).
Время нерегламентированных перерывов включает время перерывов, вызванных:

  • нарушением режимов работы и технологии;
  • несогласованностью в работе смежных участков;
  • неисправностью технических средств;
  • нарушением трудовой дисциплины (посторонние разговоры, преждевременный уход с рабочего места, опоздания и т.д.);
  • а также время перерывов, вызванных ожиданием обслуживания (сверх норматива: допустимым принимается время перерывов, вызванных ожиданием обслуживания, составляющее до 10-15% от оперативного времени).

Для анализа содержания труда библиотечных работников может также применяться другой вид классификаций затрат рабочего времени, при котором все перечисленные затраты рабочего времени делятся на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые затраты включаются в норму. Они необходимы для выполнения заданной работы.
Общая структура такого вида классификации приведена на рисунке 3.

К нормируемым затратам рабочего времени относятся:

  • подготовительно-заключительное время;
  • оперативное время;
  • время обслуживания рабочего места – это время технического обслуживания и время организационного обслуживания. Например, при осуществлении ввода данных в ПК время технического обслуживания будет состоять в настройке программы под конкретное задание, а время организационного обслуживания – в классификации бумажных носителей и учете их ввода;
  • время перерывов, предусмотренных технологией;
  • время на отдых и личные надобности.

Ненормируемые затраты рабочего времени:

  • потери времени по организационно-техническим причинам (аварии, устранимые недостатки организации труда);
  • нарушения трудовой дисциплины.

Кроме того, следует отметить, что в библиотеках также выделяется:

  • время творческой работы, включающей затраты времени (единица измерения – в часах), связанные с разработкой научно-исследовательских и научно-методических проблем;
  • научной организацией труда;
  • время повышения квалификации, затраченное на изучение литературы по специальности;
  • время на участие в научно-практических конференциях;
  • обучение на курсах и др.

Ненормируемые затраты времени (время случайной и непроизводительной работы и не регламентируемых перерывов) в норму времени не включаются. Они являются прямыми потерями рабочего времени.
Таким образом, классификация затрат рабочего времени исполнителя позволяет выявить величину и причины потерь, а также нерациональных затрат рабочего времени. В этих целях производится изучение затрат времени на рабочем месте.

 

Список использованной литературы

1.       СанПиН 9-131 РБ 2000 (СанПиН 2.2.2.9-131 РБ). Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы : утв. 10.11.00 // Сборник официальных документов по медицине труда и производственной санитарии.- Минск, 2003. –Ч. 5.- С. 40-73.
2. Заочная школа общественных нормировщиков. Занятие 5-е. Методика учета Рабочего времени и классификация его затрат. Категории затрат рабочего времени // Научные и технические библиотеки. – 1985. — № 5. — С. 33-39.
3. Классификация затрат рабочего времени // Библиотеки учебных заведений. — Москва, 2008.- № 25-28, спец. прил. № 2 (Нормирование библиотечных процессов. Порядок разработки и применения норм). — С. 23-30.
4. Редькина, Н. С. Технологическая работа в библиотеке : практическое пособие / Н. С. Редькина. — Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2006. — 103 с.