В тематическом обзоре рассмотрены способы улучшения эксплуатационных показателей дорожных покрытий, методы оценки и контроля качества дорожно-строительных материалов, возможность использования техногенных отходов в дорожно-строительных технологиях, применение сверточных нейронных сетей при распознавании дефектов дорожного покрытия.
Представлены документы из фонда РНТБ, а также аннотированные описания электронных ресурсов и ссылки на полные тексты.
С полными текстами статей можно ознакомиться в зале информационно-справочной службы, комната 613, и в читальном зале периодических изданий, комната 614. Телефон для справок +375 17 226 61 88.
Бузиков, Ш. В. Улучшение эксплуатационных показателей дорожных покрытий применением известьсодержащих компонентов в составе минеральных порошков [Электронный ресурс] / Ш. В. Бузиков, М. В. Мотовилова // Инженерный вестник Дона. – 2023. – № 6. – С. 541–552. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54206694_76596047.pdf (дата обращения: 23.10.2023).
Рассмотрена возможность улучшения эксплуатационных (прочностных) показателей асфальтобетона из горячих асфальтобетонных смесей, с помощью применения известьсодержащих компонентов в составе минерального порошка, которые обладают высокой химической активностью. Физико-химические свойства извести формируют структурированный слой битума в зоне контакта с минеральными веществами, который устойчив к процессу старения. В результате происходит формирование коагуляционно-конденсационной структуры в зонах контакта зерен оксида кальция с органическим вяжущим.
Использование отходов газоочистных сооружений глиноземного производства в дорожно-строительных технологиях / И. И. Шепелев [и др.] // Экология и промышленность России. – 2023. – № 3. – С. 12–17. – (Инженерные решения). – Библиография: 14 назв.
Рассмотрены экологические проблемы глиноземного производства, обусловленные образованием отходов газоочистных установок. Исследован фазовый, химический состав и микроструктура пыли газоочистных сооружений теплоэнергетических установок. Предложено использовать отходы газоочистных сооружений в качестве активных минеральных добавок в дорожные смеси. Экспериментально проверена возможность использования пыли электрофильтров в качестве минерального порошка для асфальтобетона. Установлено, что свойства асфальтобетона с применением пыли газоочистных сооружений теплоэнергетического оборудования глиноземного производства практически не уступают по своим свойствам асфальтобетону, приготовленному на измельченной известняковой породе.
Мазунина, О. В. Ключевые методы и технологии в строительстве для улучшения водонепроницаемость бетона [Электронный ресурс] / О. В. Мазунина // E-Scio. – 2023. – № 6. – С. 361–365. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54232899_12522408.pdf (дата обращения: 23.10.2023).
Водонепроницаемость бетона является одним из важных факторов, влияющих на долговечность и надежность дорожных конструкций. Описаны различные добавки, использование специальных смесей и особенности процесса укладки, которые могут существенно повысить качество и долговечность дорожных покрытий. Рассмотрены методы обслуживания и ремонта водонепроницаемых дорожных конструкций.
Метод обоснования состава комплекта сборно-разборных дорожных покрытий для обустройства временных автомобильных дорог [Электронный ресурс] / В. А. Трепалин [и др.] // Инженерный вестник Дона. – 2023. – № 5. – С. 207–218. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54085002_57608926.pdf (дата обращения: 23.10.2023).
Рассмотрено применение сборно-разборных дорожных покрытий на временных дорогах и разработан метод обоснования состава комплекта сборно-разборного дорожного покрытия, применение которого обеспечит строительство участка автомобильной дороги в наиболее вероятных условиях, таких как подъезды к площадкам строительства, в качестве деревянных дорог и даже мостов, подходов к мосту, объездов основных дорог во время строительства. Предложенный метод обоснования состава комплекта сборно-разборного дорожного покрытия позволяет рассчитать состав комплекта не только с учетом его массогабаритных характеристик, но и условий применения. Главным из этих условий является неопределенность длины участков автомобильной дороги, требующих применения СРДП. В отличие от существующих методов, предлагаемый метод позволяет снизить влияние неопределенности и получить состав комплекта, применение которого обеспечит строительство участка автомобильной дороги в наиболее вероятных условиях.
Модель оценки качества гранулометрического состава асфальтобетонной смеси [Электронный ресурс] / А. Я. Башкарев [и др.] // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2023. – № 2. – С. 34–42. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_53931390_96393411.pdf (дата обращения: 23.10.2023).
Представлены результаты проведенного исследования гранулометрического состава горячих мелкозернистых плотных асфальтобетонных смесей по критериям Бэйли и его влияния на состояние автодорожного покрытия. Обоснована эффективность применения мультиаддитивной свертки критериев оценки процесса проектирования асфальтобетонных смесей требуемого качества. На основании результатов исследования были сделаны выводы об улучшении качества автодорожных покрытий и увеличения межремонтных сроков путем повышения качества проектирования гранулометрического состава асфальтобетонной смеси требуемого качества для обеспечения безотказной эксплуатации покрытий автомобильных дорог, устроенных из асфальтобетона.
Модификация битумных вяжущих с использованием полимерных отходов и побочных продуктов [Электронный ресурс] / Р. Р. Япаев [и др.] // Вестник молодого ученого УГНТУ. – 2023. – № 1. – С. 26–31. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50760386_81059243.pdf (дата обращения: 23.10.2023).
Рассмотрена возможность модификации битумных вяжущих с целью улучшения их реологических свойств на примере использования побочного продукта селективной очистки масляных дистиллятов – экстракта в качестве пластифицирующей добавки и полимерных отходов: полиэтилен высокого давления (ПЭВД), пылевидного полиэтилентерефталата (ПЭТФ-пыль). В ходе лабораторных исследований выявлены основные показатели исходного битума, битума с добавлением чистого экстракта и с добавлением полимерно-экстрактного раствора.
Применение остаточных продуктов нефтепереработки при изготовлении высококачественных асфальтобетонных смесей [Электронный ресурс] / В. П. Лосев [и др.] // Башкирский химический журнал. – 2023. –Т. 30, № 1. – С. 116–122. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_52277163_35092446.pdf (дата обращения: 23.10.2023).
Представлены результаты исследования возможностей получения высококачественных асфальтобетонных смесей с применением тяжелого вакуумного остатка процесса висбрекинга в качестве основного компонента и прямогонного гудрона в качестве пластификатора. Внедрение предлагаемой методики позволит обеспечить: высокую технологическую подвижность асфальтобетонной, полимерасфальтобетонной, щебеночно-мастичной смеси; теплостойкость дорожного покрытия, сохранение прочности при повышенной температуре летом и предохранение его от волнообразования, сдвигов, наплывов; устойчивое сцепление с минеральными материалами разных пород и водостойкость асфальтобетона; снижение себестоимости асфальтобетонной смеси.
Сизов, В. Д. Процессы теплообмена при устройстве цементобетонных дорожных покрытий с разогретыми заполнителями / В. Д. Сизов, Д. А. Кононов // Автомобильные дороги и мосты. – 2023. – № 1. – С. 57–63. – (Дорожно-строительные материалы, конструкции и технологии). – Библиография: 10 назв.
Проведен анализ тепловых процессов, происходящих в массиве слоя цементобетона. Выполнена теплотехническая оценка процесса охлаждения заполнителей, определена зависимость для температуры поверхности и средней температуры массива при охлаждении и разогреве, а также для температуры поверхности и средней температуры массива с учетом солнечной инсоляции. Получена зависимость температуры заполнителя фракции 35 мм от времени подогрева, а также результаты охлаждения и скорости охлаждения массива в различных точках и при средней температуре массива.
Скоробогатченко, Д. А. Автоматическое интеллектуальное распознавание дефектов дорожного покрытия с использованием сверточных нейронных сетей [Электронный ресурс] / Д. А. Скоробогатченко, Я. М. Фурман // Перспективы науки. – 2023. – № 5. – С. 49–54. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54166279_49742715.pdf (дата обращения: 23.10.2023).
Современные модели машинного обучения позволяют эффективно определять повреждения дорожного покрытия по изображению. Наиболее эффективным является применение сверточных нейронных сетей в задаче сегментации экземпляров, в частности, моделей Mask R-CNN и YOLOv8. В ходе исследований указанные сети были использованы при обучении на датасете, содержащем выделенные повреждения дорог в виде ям и трещин, что являлось методом исследования. Представлены и сравнены результаты работы сетей после обучения на практических данных, которые доказали целесообразность использования данных нейросетевых моделей в задаче распознавания повреждений дорог.
Соломенцев, А. Б. Оценка технологических температур асфальтобетонных смесей для улично-дорожной сети с использованием различных пластификаторов полимерно-битумных вяжущих [Электронный ресурс] / А. Б. Соломенцев, М. Режист, Ш. М. Жозеф // Наукосфера. – 2023. – № 2-1. – С. 196–205. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50318432_14928414.pdf (дата обращения: 23.10.2023).
Рассмотрены дорожные асфальтобетонные покрытия улично-дорожной сети. Проанализирована проблема оценки технологических температур асфальтобетонных смесей при использовании различных пластификаторов полимерно-битумных вяжущих. Получены значения динамической вязкости полимерно-битумного вяжущего с пластификаторами Азол 1011, Унипласт и Масло мягчителелем ПН в температурном интервале 60–160° С. При введении пластификаторов динамическая вязкость ПБВ снижается с увеличением содержания пластификатора. Определены допустимые технологические температуры асфальтобетонных смесей с полимерно-битумным вяжущим и пластификаторами на этапах структурообразования асфальтобетона.
Усталостная долговечность дорожных асфальтобетонов: проблемы и пути решения / [С. Е. Кравченко и др.]. – Минск : БНТУ, 2023. – 185, [1] с.
Рассмотрены вопросы усталостной долговечности дорожного асфальтобетона и пути ее обеспечения. Предложены пути повышения усталостной долговечности на всех этапах жизненного цикла дорожного асфальтобетона. Монография предназначена для научных работников, специалистов дорожной отрасли, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов специальности «Автомобильные дороги» высших учреждений образования.
Ходан, Е. П. Факторы деструкционного разрушения асфальтобетона дорожного покрытия / Е. П. Ходан // Автомобильные дороги и мосты. – 2023. – № 1. – С. 40–47. – (Дорожно-строительные материалы, конструкции и технологии). – Библиография: 12 назв.
Рассмотрены механизмы деструкционного воздействия температурных факторов на асфальтобетонное покрытие, воздействие противогололедных материалов на структуру асфальтобетона и его компоненты. Проанализировано наличие хлоридов в асфальтобетоне после эксплуатации дороги в зимний период.
Design characteristics of road embankments made of sandy soils [Электронный ресурс] / A. D. Kayumov, D. A. Kayumov, I. I. Ruziev // Web of с – 2023. – Vol. 401. – Article number: 02038. – DOI: 10.1051/e3sconf/202340102038. – URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2023/38/e3sconf_conmechydro23_02038/e3sconf_conmechydro23_02038.html (дата обращения: 2023-10-23).
Переведенное заглавие: Конструктивные характеристики дорожных насыпей из песчаных грунтов.
Песчаные грунты широко распространены во всем мире, в том числе и в Узбекистане, и они широко используются при строительстве автомобильных дорог. Было разработано несколько нормативных документов, которые нормализуют их конструктивные характеристики. Однако в существующих нормативных документах расчетные характеристики песчаных грунтов дорожных насыпей автомобильных дорог, используемые при проектировании дорожных покрытий (модуль упругости E, угол внутреннего трения φ, удельная адгезия C), не нормированы в зависимости от степени уплотнения, влажности и содержания пылевидных и глинистые частицы в таких почвах. Для решения этих проблем были проведены специальные лабораторные и полевые исследования, результаты которых приведены в данной статье.
Mining wastes as road construction material: a review [Электронный ресурс] / P. Segui [et al] // Minerals. – 2023. – Vol. 13, iss. 1. – Article number: 90. – DOI: 10.3390/min13010090. – URL: https://www.mdpi.com/2075-163X/13/1/90 (дата обращения: 2023-10-23).
Переведенное заглавие: Использование отходов горной промышленности в качестве дорожно-строительного материала: обзор.
Представлен обзор по переработке шахтных отходов и их использования в качестве дорожно-строительных материалов, включая пустую породу и отходы, хранящиеся в хвостохранилищах. Полученные материалы в основном использовались в тех местах, где грунты изначально обладали плохими геотехническими характеристиками (низкая несущая способность, подверженность замерзанию, риск набухания и т.д.). Различные отходы горной промышленности использовались непосредственно или стабилизировались гидравлическим вяжущим путем геополимеризации или, в некоторых случаях, битумной обработкой. В целом, использование шахтных отходов для дорожного строительства окажет значительное воздействие на окружающую среду за счет сокращения объема отходов.
Road surface roughness estimation using spaceborne synthetic aperture radar [Электронный ресурс] / A. Babu [et al] // IEEE geoscience and remote sensing letters. – 2023. – Vol. 20. – DOI: 10.1109/LGRS.2023.3309944. – URL: https://ieeexplore.ieee.org/abstract/document/10234409 (дата обращения: 2023-10-23).
Переведенное заглавие: Оценка шероховатости дорожного покрытия с использованием радиолокационной станции с синтезированием апертуры.
Предложена полуэмпирическая модель для оценки шероховатости дорожного покрытия с использованием космических наборов данных SAR X-диапазона высокого разрешения, полученных с немецкого спутника TerraSAR-X (TS-X). Данный метод способен обрабатывать низкое соотношение сигнал/шум (SNR) космической радиолокационной станции (SAR). Для повышения надежности результатов, полученных из наборов данных с довольно низким SNR, были внедрены такие методы, как пороговое значение SNR, объединение нескольких наборов данных и автоматическое выделение дорог. Результаты исследования показывают хорошее соответствие с данными ground-truth (GT).