В тематическом обзоре рассмотрены различные виды городского электрического транспорта. Приведены описания новых разработок и методы моделирования деталей и конструктивных элементов. Представлены документы из фонда РНТБ, а также аннотированные описания электронных ресурсов и ссылки на полные тексты.
С полными текстами статей можно ознакомиться в зале информационно-справочной службы, комната 613, и в читальном зале периодических изданий, комната 614. Телефон для справок +375 17 226 61 88.
Анализ развития различных видов городского электрического транспорта в Полоцке и Новополоцке / Д. В. Капский [и др.] // Наука и техника. – 2022. – Т. 21, № 2. – С. 150–157. – (Транспорт). – Библиография: 13 назв.
Рассмотрены варианты уменьшения экологических потерь в Полоцке и Новополоцке за счет развития систем троллейбусного и трамвайного движения – различных видов городского электрического транспорта. С целью сокращения затрат на создание транспортной инфраструктуры, а также на эксплуатационные издержки определена эффективность таких систем при использовании и классических видов транспорта, и гибридных автобусов, электробусов, дуобусов. Разработаны подходы и способы повышения качества обслуживания пассажиров без ухудшения экологической обстановки. Приведены варианты сценариев использования различных видов городского электрического транспорта в исследуемых городах, которые снизят капиталовложения в транспортные средства и расходы на создание эксплуатационной базы за счет имеющихся производственных мощностей. Отмечено, что изложенные предложения направлены на улучшение экологической ситуации в этих городах за счет уменьшения объема выбросов вредных веществ автобусами, особенно на центральных улицах.
Антипов, В. Н. Моделирование режимов тягового вентильно-индукторного электропривода троллейбуса / В. Н. Антипов, А. Д. Грозов, А. В. Иванова // Электричество. – 2022. – № 2. – С. 47–55.
Рассмотрены результаты разработки и моделирования вентильно-индукторного двигателя для тягового привода троллейбуса. Проект основан на принципах блочно-модульного проектирования двигателя, а прототипом является асинхронный двигатель ТАД-3 мощностью 180 кВт, которым в настоящее время оснащаются троллейбусы. Параметры вентильно-индукторного двигателя получены на основе численного расчета магнитного поля по программе ELCUT и встроены в MATLAB/Simulink-модель двигателя, созданную для отношения 12/8 полюсов статора к зубцам ротора. Моделирование дает возможность совершенствовать процедуру проектирования, рационально выбирать параметры регулирования и получать динамику изменения основных параметров двигателя в различных режимах. Исследованы зависимости действующего значения фазного тока и среднего вращающего момента от параметров регулирования, а также изменение частоты вращения двигателя троллейбуса в режиме постоянной мощности. Предложенный вариант вентильно-индукторного двигателя обеспечивает все режимы работы по стандартной диаграмме движения троллейбуса с асинхронным тяговым двигателем ТАД-3. При использовании реактивного регулируемого привода на городском транспорте достигается экономия активных материалов до 30 %, используются лишь недефицитные и недорогие материалы, производство двигателя отличается высокой технологичностью и низкой трудоемкостью (простая конфигурация магнитной системы, отсутствие коллектора, беличьей клетки, постоянных магнитов, машинная намотка катушек).
Антонян, А. В. Метод защиты электробуса большого класса от бокового опрокидывания [Электронный ресурс] / А. В. Антонян // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – 2022. – № 4. – С. 77–84. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49987731_42983376.pdf (дата обращения: 12.04.2023).
Разработан метод защиты электробуса большого класса от бокового опрокидывания в повороте. Для снижения риска возникновения отрыва колес внутреннего борта предлагается снижение тягового момента электропривода по мере приближения угловой скорости вращения кузова к критическим значениям. При разработке системы приняты допущения и выведены необходимые зависимости для формирования закона управления тяговым электроприводом. Проведены виртуальные испытания двух электробусов, в одном из которых задействована система защиты от опрокидывания, а в другом – нет. В качестве критерия работоспособности и эффективности применено сравнение математических ожиданий углов крена и нормальных реакций заднего колеса внутреннего борта обоих электробусов.
Антонян, А. В. Обоснование принципов стабилизации движения сочлененного электробуса с задней толкающей секцией [Электронный ресурс] / А. В. Антонян, М. М. Жилейкин, А. В. Климов // Труды НАМИ. – 2022. – № 2. – С. 89–98. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48738766_13075845.pdf (дата обращения: 12.04.2023).
Показано, что устойчивое движение сочлененного электробуса с задней ведущей осью может быть обеспечено путем введения упруго-демпфирующей связи в сцепном устройстве. Коэффициент демпфирования должен быть переменным и зависящим от величины угла складывания секций электробуса. Предложена схема гидравлической системы для сцепки электробуса, состоящая из двух гидроцилиндров, гидроаккумулятора и золотниковых устройств, обеспечивающая создание упруго-демпфирующей связи между секциями. Анализ дифференциальных уравнений движения передней секции показал, что ее прямолинейное движение является неустойчивым. Для обеспечения устойчивости ее движения в шарнирном сочленении электробуса необходимо создать упругий восстанавливающий момент, направленный против угла складывания секций. Криволинейное движение задней секции является устойчивым. Установлено, что введение переменного дросселирования в системе складывания секций сочлененного электробуса с задней толкающей секцией повышает устойчивость его движения при совершении маневра «поворот» на опорных поверхностях с низкими сцепными свойствами.
Жилейкин, М. М. Метод динамической оценки вертикальных нагрузок на оси и колеса электробуса большого класса / М. М. Жилейкин, А. В. Климов, А. В. Антонян // Автомобильная промышленность. – 2022. – № 11. – С. 18–21.
Приведена разработка алгоритма, способного оценивать вертикальные нагрузки во время движения, отличающегося возможностью комбинированной оценки вертикальных нагрузок на колеса как между осями, так и между бортами. Проведено, имитационное моделирование движения электробуса в среде MATLAB&Simulink, показывающее работоспособность системы. Предложен критерий эффективности работы системы.
Имитационное моделирование тяговой аккумуляторной батареи в составе транспортного средства / Р. Р. Маликов [и др.] // Автомобильная промышленность. – 2022. – № 5. – С. 8–13. – (Конструкции автотранспортных средств). – Библиография: 12 назв.
Представлен метод расчета характеристик тяговой аккумуляторной батареи, а также метод расчета прямолинейного движения транспортного средства, для решения комплексной задачи – моделирование тяговой аккумуляторной батареи в составе транспортного средства. На основе указанных методов была построена математическая модель тяговой аккумуляторной батареи. Проведена верификация модели согласно данным с дорожных испытаний: разгон-выбег, движение по короткому циклу, движение по маршруту, зарядная сессия.
Розин, Б. М. Об оптимизации смешанной зарядной инфраструктуры электробусов для городских маршрутов / Б. М. Розин, И. А. Шатерник // Информатика. – 2022. – Т. 19, № 2. – С. 68–84.
Созданы модели и методы выработки экономически эффективных решений по выбору зарядной инфраструктуры для парка электробусов, обслуживающих систему городских маршрутов с учетом ряда специфических условий. Функционирование парка и зарядной инфраструктуры моделируется как для депо в ночной период, так и для конечных остановок в наиболее представительный период дня, характеризующийся наибольшей интенсивностью пассажиропотока и максимальным расходом электроэнергии. Использованы методы теории множеств, теории графов и линейной аппроксимации. Разработана математическая модель задачи оптимизации зарядной инфраструктуры смешанного типа для парка электробусов. В качестве целевой функции выбрана суммарная дневная стоимость зарядных станций, износа батарей электробусов парка и потребленной электроэнергии. Модель сформулирована в виде задачи смешанного целочисленного линейного программирования. Для решения сформулированной задачи целочисленного линейного программирования использованы стандартные решатели типа IBM ILOG CPLEX. Решение задачи заключается в выборе длительностей и расписаний зарядки электробусов на зарядных станциях малой мощности в депо в ночное время и на зарядных станциях большой мощности конечных остановок в заданном диапазоне часов пик.
Совершенствование технологии термостатирования аккумуляторных батарей электробусов / А. А. Солнцев [и др.] // Грузовик. – 2022. – № 10. – С. 32–34. – (Эксплуатация. Ремонт). – Библиография: 8 назв.
Исследовано влияние температуры на жизненный цикл аккумуляторных батарей (АКБ), используемых в автономном электротранспорте на примере электробусов. Описаны зависимости влияния температуры на эксплуатационный ресурс, выявлена актуальность термостатирования АКБ. С учетом преимуществ и недостатков рассматриваемых систем, предложена система, обеспечивающая работу аккумуляторных батарей в оптимальном рабочем диапазоне температур.
Стасенко, И. С. Методика проектирования тягового электродвигателя для транспорта / И. С. Стасенко, Н. В. Герасименко, В. С. Савицкий // Механика машин, механизмов и материалов. – 2022. – № 1. – С. 24–30. – (Машиностроительные компоненты). – Библиография: 10 назв.
Рассмотрено проектирование асинхронного тягового электродвигателя, предназначенного для работы в составе электропривода транспортных средств (ТС): электромобилей, электробусов, трамваев, троллейбусов. Исследован автобус среднего класса. Построены требуемые тяговые характеристики электродвигателя – номинальная и предельная характеристика повышенного момента. Раскрыты динамические характеристики автобуса с механической трансмиссией и дизельным двигателем, а также автобуса с электродвигателем. Предложена методика проектирования электродвигателя, основанная на математическом моделировании его работы в программных комплексах ANSYS RMxprt и INFOLYTICA MAGNET. По данной методике определены основные параметры электродвигателя. Приведены результаты моделирования – графики зависимостей критериев от параметров электродвигателя. Проведены экспериментальные исследования электродвигателя. Сопоставлены результаты математического моделирования с экспериментальными. Установлено, что расхождение результатов экспериментальных и теоретических исследований составляет не более 5 %.
Ярославцев, М. В. Имитационная модель тяговой сети электрифицированного транспорта / М. В. Ярославцев, Е. А. Спиридонов // Электротехника. – 2022. – № 5. – С. 51–56.
Предложена имитационная модель тяговой сети, отличающаяся учетом нелинейных свойств тяговых подстанций и тяговых преобразователей электроподвижного состава, влияния напряжения на токоприемнике на его тяговые характеристики, обмена энергией между секциями тяговой сети через шины тяговых подстанций, и способом моделирования дорожного движения. Выполнена верификация модели по распределению фидерных токов тяговых подстанций, записанных специализированным регистратором. С помощью предложенной модели исследовано влияние напряжения холостого хода тяговых подстанций на уровень потерь энергии в тяговой сети трамвая и метрополитена, получены распределения токов фидеров тяговых подстанций, а также исследованы факторы, влияющие на эффективность рекуперативного торможения на городском электрическом транспорте. Модель может быть использована для определения пропускной способности линий, расчета токов короткого замыкания, а также при разработке энергосберегающих мероприятий по сокращению потерь энергии в тяговой сети, передачи и накопления энергии электрических торможений и других задач.
Abdurazzoqov Umidulla Abdurazzoqovich. Development tendency of noise and exhaust gases-free electric buses in city public transport [Electronic resource] / Abdurazzoqov Umidulla Abdurazzoqovich, O‘taganov Sarvar Qahramon o‘g‘li [et al.] // Galaxy International Interdisciplinary Research Journal. – 2023. – Vol. 11, iss. 1. – P. 76–80. – URL: https://giirj.com/index.php/giirj/article/view/4723 (дата обращения: 2023-04-12).
Переведенное заглавие: Городской общественный транспорт: тенденция развития малошумных электробусов с малым выбросом выхлопных газов.
Когда речь заходит об общественном транспорте, первое, что приходит на ум, – это автобусы. В настоящее время автобусы с дизельными двигателями широко используются в общественном транспорте. Их место в нашей жизни очень важно. С помощью автобусов мы можем легко добраться из одного места в другое. В современном мире все больше возрастает тенденция к использованию экологически и экономически эффективного городского транспорта. Электробусы – это один из самых быстроразвивающихся видов общественного транспорта. Представлены тенденции развития и экономическая эффективность малошумных электробусов в качестве городского транспорта.
Influencing factors on electricity consumption of electric bus in real operating conditions [Electronic resource] / S. Misanovic [et al.] // Thermal Science. – 2023. – Vol. 27, iss. 1B. – P. 767–784 – DOI: 10.2298/TSCI220709156M. – URL: https://www.researchgate.net/publication/364234192_Influencing_factors_on_electricity_consumption_of_electric_bus_in_real_operating_conditions (дата обращения: 2023-04-12).
Переведенное заглавие: Факторы, влияющие на потребление электроэнергии электробусом в реальных условиях эксплуатации.
Проведены экспериментальные измерения, на линии EKO 1 в Белграде. Исследование проводилось в течение длительного периода, который включал сезонные периоды (зима, лето, переходный период) а также характерные периоды работы транспорта в течение дня (пиковая нагрузка, промежуточный период, первые/последние рейсы). Результаты этого исследования являются основой для обзора и ранжирования факторов, влияющих на потребление электроэнергии электробусами, которые имеют большое значение при планировании эксплуатации линии, анализе энергоэффективности и условий эксплуатации.
Investigation of «open» superstructure tramway tracks in Budapest [Electronic resource] / V. Jóvér [et al.] // Infrastructures : электронный журнал. – 2023. – DOI: 10.3390/infrastructures8020033. – URL: https://www.mdpi.com/2412-3811/8/2/33 (дата обращения: 2023-04-12).
Переведенное заглавие: Исследование износа «открытых» трамвайных путей в Будапеште.
Проведена оценка и сравнение результатов измерений геометрии пути двух различных систем «открытых» пролетных строений трамвайных путей в зависимости от их транспортной нагрузки и возраста. Геометрические измерения были повторно выполнены с помощью прибора TrackScan 4.01. Оценка результатов измерений показала четкую взаимосвязь между транспортной нагрузкой, возрастом и износом колеи. Износ старой балластированной колеи с меньшим трафиком аналогичен износу более новой балластированной колеи с более высокой транспортной нагрузкой. Другим важным результатом стало то, что на путях с бетонным покрытием чаще всего наблюдалось сильное расширение колеи.
Kapski, D. Measures to improve the operation of passenger transport and urban mobility [Electronic resource] / D. Kapski, S. Semtchenkov, L. Khmelnitskaya [et al.] // Komunikacie. – 2022. – DOI: 10.26552/com.C.2023.007. – URL: https://komunikacie.uniza.sk/pdfs/csl/2023/01/18.pdf (дата обращения: 2023-04-12).
Переведенное заглавие: Меры по улучшению работы пассажирского транспорта и городской мобильности.
Представлены виды городского электротранспорта, которые эксплуатируются в белорусских городах. Дана подробная классификация. Проведено сравнение доступных транспортных средств. Рассмотрены различные варианты увеличения доли экологически чистого транспорта за счет использования электробусов и троллейбусов, дана оценка и сравнительный анализ вариантов. Описаны особенности планирования работы водителей и составления графика с учетом требований безопасности. Разработана методика оценки эффективности городского пассажирского транспорта с учетом развития электромобилей.
Novel multi-vehicle motion-based model of trolleybus grids towards smarter urban mobility [Electronic resource] / R. Barbone [et al.] // Electronics : электронный журнал. – 2022. – Vol. 11, iss. 6. – DOI: 10.3390/electronics11060915. – URL: https://www.mdpi.com/2079-9292/11/6/915 (дата обращения: 2023-04-12).
Переведенное заглавие: Новая модель троллейбусных сетей, основанная на движении нескольких транспортных средств, для повышения городской мобильности.
Для предложения возможных оптимальных альтернатив, проведен критический обзор литературных источников по проектированию и моделированию цепных электрических тяговых сетей. В Matlab-Simulink разработана и смоделирована новая модель контактной сети постоянного тока, основанная на движении нескольких транспортных средств. Свойство модульности, характеризующее созданную модель, позволило провести точное, детальное и гибкое моделирование сложных систем контактной сети. С помощью графических и численных результатов, иллюстрирующих поведение параметров основных линий электропередачи, представленный подход доказал, что традиционные методы проектирования, которые используются до сих пор, устарели. Примером для реализации данного исследования послужила троллейбусная сеть города Болонья.