RSS РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ


Сайт Президента РБ



Государственный комитет по имуществу


Е.А. Бухарева, заведующая. сектором Национальной библиотеки Республики Коми (г. Сыктывкар)

Работа библиотек Республики Коми по экологическому просвещению населения

 

(тезисы  IV Республиканского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения)

 

 

Северная природа хрупка и беззащитна. Республика Коми  (Север) является глобальным экономическим и стратегическим ресурсом Земли. Несмотря на то, что на большей части территории Республики Коми экологическая обстановка в целом остается благоприятной, все-таки экологические проблемы имеются и связаны с районами широкомасштабной добычи полезных ископаемых, зонами транспортировки углеводородного сырья и крупными городами.

 

Проблемы экологического просвещения были и остаются в центре внимания библиотек республики. Восстребованность экологической информации позволяет предположить необходимость активизации и совершенствования работы в экологическом просвещении населения.

 

Библиотеки являются той информационной составляющей, без которой невозможно обеспечение гласности в реализации государственной природно-ресурсной политики, улучшения состояния окружающей среды региона и страны в целом. Доступность библиотек позволяет охватывать различные социальные, профессиональные, возрастные категории читателей в предоставлении экологической информации.

 

Хорошей традицией в Республике Коми стали Республиканские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения, которые выявляют инновационные методики, методы и средства, технологии, проблемы и пути совершенствования в работе библиотек по этому направлению.

 

Учредителями Республиканского смотра-конкурса работы библиотек в 2005 году явились:

 

- Министерство  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды Республики Коми;

 

- Министерство культуры и национальной политики Республики Коми;

 

- Министерство образования и высшей школы Республики Коми.

 

Был издан совместный Приказ трех министерств «О Республиканском смотре-конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению населения в 2005 году».

 

В конкурсе участвовали библиотеки из 12 районов республики, в том числе сельские школьные, городские школьные библиотек, муниципальные публичные библиотеки республики.

 

На первоначальном  этапе смотра-конкурса Национальной библиотекой Республики Коми, как информационно-ресурсным центром по экологическому просвещению, было разработано и утверждено Положение о Республиканском смотре-конкурсе и состав Республиканского оргкомитета смотра-конкурса, проведены консультации с представителями методических служб центральных библиотек республики, осуществлен сбор и анализ конкурсных материалов.

 

На первом заседании организационного комитета республиканского смотра-конкурса было принято следующее  коллегиальное решение: оценивать работу библиотек республики по трем номинациям: «Городская библиотека», «Сельская библиотека», «Школьная библиотека». Это решение обусловлено тем, что различные условия финансирования, комплектования информационными ресурсами библиотек разных ведомств и территориальной принадлежности, материально-техническое обеспечение библиотек, функциональные задачи учреждений не позволяют ставить в один ряд все библиотеки.

 

Впервые в истории проведения смотров-конкурсов в республике была разработана система оценки работы библиотек для членов организационного комитета (в виде таблиц), где оценивались работы библиотек-участниц смотра-конкурса по определенным критериям (по пятибалльной системе). Каждый член оргкомитета проставлял оценку каждой библиотеке.

 

Было решено премировать библиотеки, занявшие  первое место, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на расходы по охране окружающей среды, а также поощрить дипломами библиотеки, занявшие первое место и  библиотеки, которые стали лауреатами Республиканского смотра-конкурса.

 

Итоги смотров-конкурсов показали, что серьезным  препятствием в развитии экологического просвещения населения, как и прежде, является недостаточное комплектование  литературой по экологии, связанное с финансовыми  трудностями. Во многих библиотеках не хватает литературы по экологической  тематике: экологическому праву, экологической педагогике, экологической этике, экологическим аспектам охраны окружающей среды, учебников и справочников по экологии. Особенно это ощущается в работе  сельских  и школьных библиотек.

 

Многие новые издания по экологии не доходят не только до сельских, но и до центральных библиотек. В этих условиях большую информационную  помощь  оказывают периодические издания. Хотя и здесь возникают проблемы. В основном библиотеки могут выписывать лишь 1-3 названия периодических изданий экологической тематики. Библиотеки находят выход из создавшегося положения за счет платных услуг, спонсорской помощи, помощи районных и городских комитетов по охране природы. Так, например, центральной детской библиотеке Прилузской ЦБС оказана помощь районным комитетом по охране природы на подписку периодики.

 

Анализ конкурсных материалов свидетельствует, что и муниципальные публичные, и школьные библиотеки строят свою работу комплексно,  работают в области экологического просвещения систематически, разносторонне и многопланово, а не ограничиваются какими-то разовыми мероприятиями.

 

Основные направления  работы библиотек:

 

- развитие партнерских отношений с организациями, заинтересованными в развитии экологического просвещения (как зарубежными, так и отечественными), считающими это направление престижным для формирования имиджа компании;

 

-  работа  по  целевым  проектам, комплексным программам;

 

- непрерывное экологическое просвещение и формирование гражданской позиции населения при использовании массовых и индивидуальных форм работы;

 

- научно-методическая деятельность для изучения потребностей населения в информации, необходимости и результативности экологического направления в работе библиотек.

 

Практика показывает, что эффективно работу по экологическому просвещению населения невозможно строить без взаимосвязи, тесного сотрудничества с природоохранными организациями, фондами, предприятиями, частными лицами. Практически все библиотеки-участники смотра-конкурса сотрудничают с районными комитетами охраны природы, районными управлениями образования, образовательными учреждениями, научными учреждениями, некоммерческими российскими и зарубежными фондами, общественными организациями.

 

Библиотеками Республики Коми накоплен определенный опыт работы по программам, развивается и проектная деятельность. Примером системной организации экологического просвещения в библиотеках  может служить деятельность по экологическому просвещению библиотеки-филиала №1 Интинской ЦБС, осуществляемая по целевой творческой программе «Эта хрупкая планета», Центральной детской библиотеки города Усинска, которая работает по творческой программе «Планета у нас одна». Целью данных программ является продвижение литературы экологической направленности и участие библиотек в природозащитных мероприятиях. Бакуринская библиотека – филиал № 6 Ижемской ЦБС работает по Программе эколого-краеведческого направления, которая направлена на формирование ответственности за природное и историческое целое, в котором мы живем; на развитие чувства причастности каждого человека к судьбе своих земляков, любви к родному краю, его прошлому, настоящему и ответственности за будущее; на утверждение значимости и возрождение деревни как центра ремесел, народных промыслов, прикладного искусства, проведения традиционных праздников, обрядов. Ясногский филиал Сыктывдинской ЦБС работает по программе «Путешествие в Природоград». Данная программа разработана в целях экологического просвещения подрастающего поколения села. Основными формами и методами ее реализации являются игры, беседы, конкурсы, викторины, экологические уроки.

 

Библиотека-филиал № 10 Эжвинской ЦБС с 2000 г. осуществляет целевую творческую программу "Сохрани мир, в котором ты живешь". При библиотеке был создан Центр экологического просвещения "Экос". Библиотека провела работу по форми­рованию фонда экологической информации, электронных баз данных. Свою деятельность биб­лиотека строит совместно с природоохранными организациями России и Республики Коми, со всеми заинтересованными в экологическом просвещении структурами.

 

Справочно-библиографическое и информационно-библиографическое обслуживание в библиотеках республики ведется на основе справочно-библиографического аппарата, часть которого составляют каталоги и картотеки.

 

При выполнении запросов библиотекари обращаются к систематическому и краеведческому каталогам. Выявление экологической  информации очень часто требует аналитической росписи литературы. Поэтому во многих библиотеках ведутся предметные каталоги, картотеки статей, краеведческие картотеки, картотеки или тетради запросов читателей, картотеки методико-библиографических материалов, картотеки произведений художественной литературы по проблемам экологии и т.д.

 

Целью справочно-библиографического и  информационного обслуживания является регулярное информирование определенных групп или отдельных потребителей экологической информацией. Наиболее интересные справки фиксируются в архиве выполненных справок, который ведется во многих библиотеках.

 

Уже не первый год проводится работа в помощь экологическому просвещению в Печорской библиотеке-филиале № 17. В 2003 г. на базе действующего при библиотеке информационно-просветительского экологического центра «Природа и человек» был организован молодежный экологический клуб «Северный ветер». Цель клуба - формирование экологического сознания молодежи. Клуб работает при поддержке отдела по работе с молодежью администрации МО. Для младшего среднего возраста открыт клуб «Лесовичок», цель которого привить любовь к родному краю, раскрыть какие экологические проблемы существуют в городе, стране. Занятия проводятся каждое воскресенье по заранее разработанной программе в виде беседы-игры, театрализованных представлений, изготовления поделок в «Мастерской «Лесовичка», игровых программ. Программа «Экос - наш дом» той же библиотеки рассчитан на дошкольников. Информационно-просветительный экологический центр принимал участие в экологическом слете-конкурсе «Знатоки природы родного края» (совместно с Домом творчества юных), в работе «круглого стола» «От кого зависит чистота в городе» (совместно со школой). Приоритетной группой для библиотеки являются старшеклассники и студенты-заочники. Для них в «Школе экологических знаний» организовывались книжные выставки, проводились викторины, конкурсы, видеолектории. Наибольшей популярностью пользовались экологические уроки - за год их проведено более 50. Темы уроков различны: «Марш парков и заповедников», «Проект «Коми алюминий», «Охраняемые природные территории», «Красная книга Республики Коми», «Птицы Припечорья» и др.

 

Все библиотеки применяют на практике те или иные формы работы, как традиционные, так и инновационные: проводятся тематические массовые мероприятия, выставки и обзоры литературы, викторины и праздники литературы, слеты и кружки и прочее.

 

Например, настоящим праздником для юношества стало проведение Экологической декады «Здоровье принесет природа», которая состоялась в Прилузской ЦБ. В этот период были организованы выставки литературы, проводились обзоры, беседы, состоялся экологический турнир для знатоков природы. Мероприятие «Эхо Чернобыля» было построено в форме живого общения с участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. На встрече было проведено тестирование «Мое отношение к природе», состоялась конкурсная  программа «Удивительный мир - природа». В литературной гостиной «Природа - это вдохновение» была представлена литературно-музыкальная композиция «В окно повеяло весною», эковикторина, была организована фотовыставка. При финансовой поддержке некоммерческого фонда «Серебряная тайга»  Центральная районная библиотека  Прилузской ЦБС выпустила  пять тематических  альбомов  «Творя добро, живи в согласии с природой». Каждый выпуск  содержит информацию о людях  Прилузского  района,  старающихся  бережно относиться  к тому, чем наделила нас Природа, неравнодушных  к проблемам  экологии  и  лесопользования.

 

В программе Дней экологии, организованных Жешартской библиотекой – филиалом  им. С.Попова Усть-Вымской ЦБС, были лекции, экологические часы, конкурсно-познавательные игры для старшеклассников.

 

Организованная Ижемской ЦБС Неделя молодежной книги проходила под общим названием «Экологические знания - молодым». В рамках Недели молодые читатели имели возможность познакомиться с разнообразными выставками литературы экологической проблематики, участвовали в литературных часах по творчеству братьев Стругацких.

 

Разнообразие форм работы в помощь экологическому просвещению молодежи  представили  Княжпогостская, Воркутинская ЦБС.

 

В Центральной детской библиотеке Сыктывдинской ЦБС ведется работа по программе «Библиотека – центр экологического воспитания и просвещения детей и подростков». Она создает условия для развития личности и формирования основ экологической культуры, может работать и в системе  дополнительного образования.

 

Цель программы: подготовка и развитие умений дошкольников и учащихся 1 – 9 классов в области экологической оценки состояния окружающей среды, а также ее охраны и восстановления.

 

Библиотека проводит большую информационную работу с читателями  разных групп. Широко проводятся: часы информации, биоинформины: «Что есть что?», День новой книги, «Познаем этот удивительный мир».

 

Экологическое информирование проходит в Центральной детской библиотеке, музее истории и культуры района, в кинотеатре «50 лет Октября», на главной площади села через театрализованные представления: «Берендей в опасности», « Ходит капелька по кругу», «И стол, и дом», «Костер рябины красной» и другие.

 

Комплектованию фонда по экологии библиотека уделяет особое внимание. Финансирование осуществляется за счет бюджета, средств комитета по охране окружающей среды, администрации Сыктывдинского района,  платных услуг.

 

Основные партнеры библиотеки:  Комитет по охране природы;  Отдел культуры администрации района;  Кинотеатр «50 лет Октября»;  Районный дом культуры;  Музей истории и культуры;  Районный отдел образования;  Школа художественного ремесла;  Преподаватели биологии средних школ № 1 и № 2 с. Выльгорт.

 

Комитетом охраны природы были выделены деньги на проведение совместного конкурса между Центральной библиотекой и Центральной детской библиотекой – конкурс экологического плаката: «Мир, в котором ты живешь –  мир, в котором будешь жить».

 

В муниципальном образовании «Сыктывдинский район» состоялась встреча с представителями администрации района, Комитетом по охране природы, Отделом культуры, Центральной библиотекой, Центральной детской библиотекой на тему: «Экологический портрет района». Ставились вопросы экологии, говорилось о возрождении интереса и внимания людей к своему краю, о создании системы экологической культуры, а также о содействии в распространении информации о состоянии окружающей среды.

 

Основным приоритетным направлением школы № 35 г. Сыктывкара является экологическое просвещение учащихся и педагогов школы. Основная цель работы: продолжить и активизировать работу библиотеки по  распространению знаний в  области рационального природопользования, охраны природных ресурсов и окружающей среды. Оказывать помощь учащимся в изучении школьного курса «Экология» с использованием современных информационных технологий.

 

Библиотечный фонд по экологической тематике систематически пополняется за счет бюджетных, внебюджетных, спонсорских средств и поступлений литературы в дар от читателей библиотеки.

 

Изучение читательского спроса ведется при выполнении справок и анкетировании. Результаты учитываются при комплектовании фонда.

 

Связь с общественными организациями:  Коми Республиканская библиотека им. С. Я. Маршака;  Национальная библиотека Республики Коми;  Коми Республиканский экологический центр дополнительного образования.

 

Библиотекарь школы проводит различные мероприятия: выставки, обзоры,  праздники, экологические встречи, которые помогают школьникам и педагогам  познакомиться с книгами о природе и ее богатствах, красоте родной земли, выразить свое беспокойство по проблемам экологии. В День сказки было организовано театрализованное представление «Жили-были в Коми Парме» для 1-4 классов. Через сказку выражается восхищение природой и могуществом нашего края. Викторина «По следам легендарной Чуди» для 3-4 классов  отвечает на вопросы о природных  парках, заповедниках, охраняемых растениях и животных нашей республики.

 

Библиотеки образовательных учреждений все больше занимают активную позицию в эколого-просветительской деятельности не только в обеспечении учебного процесса, но и в выявлении форм и методов работы, которые дополняют и расширяют знания учащихся и педагогов по экологической проблематике.

 

Итоги республиканского смотра-конкурса работы библиотек показали, что библиотеки не только преследуют цель повышения качественного, профессионального уровня работы с читателями в экологическом просвещении,  но и привлечение к участию в нем как можно большего количества пользователей. Возможность доносить информацию о состоянии окружающей природной среды  до каждого человека не позволяет библиотекам сегодня стоять в стороне. В работе библиотек по экологическому просвещению населения должны интенсивнее развиваться новые технологии, как основа повышения культуры обслуживания читателей.

 

Конкурсные работы показывают, что экологическая информация – одна из наиболее востребованных и значимых для населения республики, а библиотеки работают планово и систематически в рамках целевых комплексных программ и проектов.

 
Назад