Фирменный стиль библиотек

RSS РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ


Сайт Президента РБ




О.Н. Кулик,
библиотекарь отдела библиотечного маркетинга РНТБ

 

Фирменный стиль библиотек

Современное состояние библиотечного дела характеризуется тем, что для успешного выполнения задач, которые стоят перед библиотеками, уже недостаточно широко использовать традиционные формы, методы и ресурсы библиотечного обслуживания. Стремление индивидуализировать библиотечную среду, поднять авторитет библиотеки в глазах общества и повысить ее популярность диктует необходимость расширения контактов с пользователями. Большое значение приобретает работа по формированию общественного мнения, преодолению замкнутости и оторванности библиотеки от потребностей общества.
Перечисленные причины побудили библиотеки активно заниматься созданием собственного имиджа, который можно определить как сложившийся в массах эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам и ресурсам.
В основе систематического и целенаправленного формирования имиджа библиотеки лежит фирменный стиль.
Специалисты по рекламе определяют фирменный стиль как набор постоянных цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских, музыкальных элементов, обеспечивающих единство внешнего и внутреннего оформления библиотеки, всей исходящей от нее информации, визуальное и смысловое единство продукции и услуг. Фирменный стиль – это своеобразное удостоверение личности библиотеки, ее опознавательный знак, который позволяет отличать продукцию, услуги и деятельность данной библиотеки от продукции, услуг и деятельности других библиотек.
Основными целями фирменного стиля применительно к библиотеке  можно назвать:

  • идентификацию библиотечно-информационной продукции и услуг на рынке аналогичных услуг и продукции библиотек;
  • повышение престижа библиотеки в обществе;
  • привлечение реальных и потенциальных пользователей к информации о библиографической продукции библиотеки, формах  и методах информационно-библиографического обслуживания;
  • формирование повышенного спроса на ресурсы, услуги и продукцию библиотеки;
  • популяризацию новых библиотечно-библиографических услуг через СМИ, сеть Интернет.

Для достижения поставленных целей создание и функционирование положительного имиджа и фирменного стиля современных библиотек предполагает решение обширного перечня задач, таких как:

  • формирование у потребителей определенного уровня знаний о библиотеке, ее услугах или продукции;
  • формирование     заранее     выбранного     образа    библиотеки, доброжелательного отношения к ней;
  • побуждение пользователей к сотрудничеству с библиотекой;
  • побуждение к предпочтению услуг и продукции рекламируемой библиотеки перед другими;
  • стимулирование сбыта библиотечной продукции и эксплуатации услуг;
  • стремление сделать потенциального пользователя библиотеки постоянным;
  • формирование у органов местной власти, организаций и учреждений, а также широких слоев населения образа надежного партнера;
  • умение показать выгоду, которую получат от контактов с библиотекой потенциальные партнеры, инвесторы, спонсоры;
  • привлечение к сотрудничеству квалифицированных специалистов;
  • помощь читателям в использовании  фондов библиотеки  и  выборе ее продукции;
  • убеждение пользователей библиотеки в правильности сделанного ими выбора;
  • укрепление корпоративного духа среди сотрудников библиотеки.

Однако при создании библиотеками фирменного стиля следует помнить, что он принесет преимущество лишь в том случае, если  соответствует реальному образу библиотеки (чуть улучшенному, но обязательно узнаваемому), оригинален, привлекателен для группы целевого воздействия и пластичен.
Библиотеки нашей страны начали создавать фирменный стиль не так давно, но сегодня с полной уверенностью можно говорить о том, что они достигли значительных результатов, благодаря разработке и широкому использованию основных элементов фирменного стиля.
Если рассматривать элементы, так называемые визуальные компоненты фирменного стиля применительно к библиотекам, то центральным звеном здесь является фирменный или товарный знак (знак обслуживания). Фирменный знак–  это оригинально оформленное художественное изображение в виде слов, букв, цифр или их сочетаний, сложных композиций с рисунком и т.п., которые используются библиотекой для обозначения и отличия своей продукции и услуг.  В большинстве случаев обыгрывается образ книги как традиционного символа библиотек. Распространенным символом является также ее здание.
Главной константой, отличающей фирменный стиль, можно назвать фирменный логотип – оригинальный словесно-изобразительный символ библиотеки, представляющий собой полное, сокращенное или в виде аббревиатуры ее название. Он должен быть лаконичным и восприниматься мгновенно.
Знак и логотип библиотеки называются ее фирменным блоком, который целесообразен для применения на всей печатной продукции, печатно-сувенирной рекламе и штампах библиотеки.
Важнейшим элементом фирменного стиля является фирменный лозунг (слоган) – красивый, кратко сформулированный девиз, который отражает основные принципы деятельности библиотеки. Это своего рода «флаг» рекламного послания, который не должен быть большим и включать более 7-10 слов.
Другой не менее важный компонент – фирменный цвет – это принятый и строго выдерживаемый цвет или цветовое сочетание. Фирменная цветовая гамма обладает определенными свойствами и способствует созданию образа библиотеки, облегчает восприятие информации, делает рекламные материалы более привлекательными и запоминающимися.
Требует особого внимания и подбор фирменного комплекта шрифтов для логотипа, слогана, реквизитов, набора теста. Сюда входят фирменный шрифт, используемый в заголовках или для выделения, и наборный шрифт – шрифт, который не затрудняет прочтение текста, используется для набора основной части информационных сообщений и больших блоков текста.
Помимо перечисленных, в фирменный стиль библиотеки входят и дополнительные элементы, которые характеризуются постоянством, долговременностью и также выполняют определенную роль в создании ее образа.
В первую очередь, это деловая документация – варианты художественного оформления официальных документов, фирменных бланков, визитных карточек, беджей, читательских билетов, деловых конвертов и др.
Важнейшей частью работы по созданию фирменного стиля является  подготовка рекламно-информационных печатных материалов, которые, как правило, представлены рекламными каталогами, проспектами, листовками, плакатами, рекламными вкладышами и выполнены с учетом фирменного стиля. Их целесообразно размещать в местах массового скопления людей, городском транспорте, на рекламных стендах библиотеки, внутри структурных подразделений.
Именно печатные материалы помогают библиотекам обратиться одновременно к широкой аудитории, в том числе к той ее части, которая не посещает библиотеку.
Они позволяют изобретательно раскрыть информационные и другие возможности, подчеркнув ее уникальность, и могут использоваться в течение длительного времени.
Созданию положительного образа библиотеки и поддержанию фирменного стиля способствует также ее внешний и внутренний вид. Это различные элементы наружной рекламы, среди которых варианты оформления интерьеров служебных помещений, различных вывесок и указателей, виды типового оформления выставочных экспозиций и т.п. Все они выполнены в едином художественном стиле в соответствии с принятой цветовой гаммой фона, набором фирменных шрифтов и другими элементами.
При создании положительного имиджа библиотеки большое внимание уделяется также фирменной сувенирной продукции, которая распространяется среди реальных и потенциальных пользователей. К такой продукции относятся фирменные папки, блокноты, ручки, карандаши, кружки, открытки и календари с символикой библиотеки.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на еще одно из возможных инновационных направлений деятельности современных библиотек при формировании положительного имиджа – создание брендбука.
Брендбук (brandbook) определяется как главная книга организации, которая содержит в себе информацию о фирменном стиле и правилах его использования. Иными словами, все элементы фирменного стиля оформляются в виде материала на различных носителях в так называемой корпоративной книге. Отличие брендбука от фирменного стиля заключается в том, что фирменный стиль предназначен для потребителя и призван выделить организацию из массы других организаций, тогда как брендбук предназначен для сотрудников организации, в первую очередь для тех, кто занимается продвижением бренда на рынке. Впервые попытка создания брендбука для библиотеки была предпринята автором данной статьи на основе фирменного стиля РНТБ, выработанного за более чем тридцатилетнюю историю, а также на основе изучения руководств по фирменному стилю таких отечественных и зарубежных компаний и организаций, как НП РУП «БелГИСС», ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО «СОМБелБанк», Samsung, Audi, Microsoft, Ford, Beeline.
Цель создания методического руководства по фирменному стилю – помощь специалистам в корректном построении всех элементов фирменного стиля РНТБ для создания целостного, последовательного представления о библиотеке в глазах реальных и потенциальных пользователей, сотрудников и партнеров.
В брендбуке сформулированы и объединены:

  • миссия РНТБ;
  • подробное описание о построении логотипа РНТБ, где изложены основные правила масштабирования, начертания, последовательности элементов, минимальных размеров логотипа;
  • допустимые цветовые гаммы фирменных цветов моделей RGB, CMYK; цветовые вариации печати, критерии использования и правила размещения логотипа на черно-белом и цветном фоне, а также наиболее удачные цветовые сочетания;
  • примеры некорректного использования логотипа в целях предостережения от ошибок при построении элементов фирменного стиля, варианты полей вокруг логотипа для усиления визуальной эффективности;
  • корпоративные шрифты для написания заголовков, текстов больших размеров, имен на визитках;
  • требования и наглядные примеры использования логотипа на таких типовых документах, как визитная карточка и бедж, а также примеры оформления информационных стендов и дверных табличек;
  • варианты расположения логотипа на фирменной сувенирной продукции РНТБ (ручках, блокнотах), рекомендации по применению цвета логотипа при использовании различных видов материалов.

В дальнейшем предполагается, что данное руководство будет активно использоваться сотрудниками  РНТБ, ее областными филиалами, а также внешними партнерами (рекламными агентствами, дизайн-студиями, полиграфическими предприятиями).
Современные условия ставят перед библиотеками задачи, которые невозможно решить, придерживаясь лишь традиционных форм и методов работы. Функции библиотек сегодня расширяются, переплетение инновационных процессов с традициями дает новый результат. Как, например, при стремлении  библиотеки заявить о себе на долгие годы, поднять свой авторитет в глазах реальных и потенциальных пользователей, широкой общественности, повысить свою популярность посредством одного из основных средств формирования благоприятного имижда – создания собственного фирменного стиля. Главное – осознать необходимость нового взгляда на библиотечную деятельность. Ведь это единственный путь, обеспечивающий поступательное развитие библиотечного дела.

 

Список использованных источников

1. Балашова, Е. В. Библиотечный дизайн : учебное пособие для вузов / Е. В. Балашова, М. Н. Тищенко, А. В. Ванеев. - Москва : Гардарики, 2004. - 288 с.
2. Борисова, О. О. Библиотечно-библиографическая реклама / О. О. Борисова // Библиография. - 2003. - № 3. - С. 101-105.
3. Борисова, О. О. Реклама в библиотеке / О. О. Борисова. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2005. - 216 с.
4. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг : учебное пособие для вузов / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. – Москва : Вузов. учеб., 2010. - 275 с.
5. Груздева, О. А. Рекламная деятельность: теория и практика : учебное пособие / О. А. Груздева, О. А. Саркисян, Г. В. Красовский. - Москва : Станкин, 2000. - 121 с.
6. Клюев, В. К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности (Маркетинг в системе управления библиотекой) : учебное пособие для вузов / В. К. Клюев ; под общ. ред. В. К. Клюева. - 2-е изд., дораб. и доп. - Москва, 1999. - 143 с.
7. Костина, А. В. Основы рекламы : учебное пособие для вузов / А. В. Костина, Э. Ф. Макаревич, О. И. Карпухин. – Москва : КНОРУС, 2010. - 399 с.
8. Матлина, С. Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама : практическое пособие / С. Г. Матлина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Либерея, 2000. - 127 с.
9. Михнова, И. Б. Как сделать рекламу библиотеки: теория, методика, практика. - Москва, 1996. - 220 с.
10. Роуден, М. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе : перевод с английского / Марк Роуден. - Москва: Добрая кн., 2007. - 296 с.

 
Назад